Обозначения шаровых кранов
Диаметр кранов шаровых — Ду или Dn, это стандартное общепринятое для запорной арматуры обозначение условного прохода. Например диаметр может доходить 1200 миллиметров, сокращённо КШ Ду1200. В разных странах применяются различные стандарты по Ду.
Стандарт диаметров наиболее популярных кранов шаровых в России в миллиметрах: 6, 10, 15, 20, 25, 32, 40, 50, 65, 80, 100, 125, 150, 200, 250, 300, 400 … и до 1200. Наиболее применяемые на трубопроводах КШ Ду от 15 до 50 мм.
Номинальное давление пропускных сред для крана стандартно обозначается Ру или Pn
например Ру160 кг/см или Pn16 Мпа.
Вид крана может отличаться по присоединению к трубопроводу и управлению затвором, краткие обозначения производители КШ обозначают обычно дополнительной литерой, например КШФ — кран шаровой фланцевый. Ну и полностью обозначение выглядит примерно так: КШФ Ду100 Ру16.
Технические характеристики кранов шаровых
Характеристики кранов зависят от материалов, применяемых для изготовления деталей шарового крана, соблюдения технологий производства и использования в производстве современного оборудования.
Как следствие — выше характеристики материалов исполнения, больше возможностей эксплуатации в окружающей среде и разнообразие составов пропускных сред.
Коротко о основных характеристиках КШ по эксплуатации в окружающей среде в разных климатических условиях, обозначения:
- У – умеренный климат
- ХЛ – умеренный и холодный
- УХЛ – умеренный, холодный и кислотостойкий
Также долговечность эксплуатации зависит от качества и характеристик уплотняющих материалов шарового затвора и штока крана.
Как выбрать хороший шаровой кран?
Как уже говорилось, современные производители выпускают более 4 тыс. различных видов шаровых кранов, поэтому для неподготовленного покупателя выбор запорного устройства- трудная задача.
Выбирая механизм, кроме основного параметра – пропускного диаметра, стоит обратить внимание на следующие факторы:
- Внешний вид. Качественное изделие не имеет сколов, зазубрин, вмятин. Его поверхность ровная, маркировка завода-изготовителя видна чётко.
- Допустимое давление. Из двух вариантов лучше выбрать тот кран, максимально допустимое давление, которого будет больше. Учтите, что этот показатель для горячей воды должен составлять не менее 20 кг/см², для холодной – не менее 10 кг/см². Чем больше допустимое давление, тем изделие лучше будет противостоять гидроударам в системе водоснабжения и отопления, периодически возникающим в трубопроводе.
- Исполнение корпуса. Для подключения бытовой техники, душевых кабин, разводки системы водоснабжения внутри дома или разводки труб в квартире лучше отдать предпочтение более простым и ремонтопригодным разборным кранам. Для наиболее важных участков, например центрального водопровода лучшим вариантом будет цельносварной корпус.
- Материал корпуса. Самые качественные изделия изготавливаются из латуни. Будьте осторожны! Под видом латунного крана вам могут продать подделку из силумина – дешёвого низкокачественного металла. Определить подделку можно по весу: латунный кран тяжёлый.
Изделия из стали выглядят солидно, но быстро ржавеют и выходят из строя. Конечно, это не касается устройств из “нержавейки”, которые, впрочем, встречаются достаточно редко. Если через кран будет проходить только холодная вода, то можно выбрать изделие из пластмассы.
Для перекрытия потока в безнапорных и слабонапорных системах, транспортирующих питьевую воду, бытовые не едкие и ливневые стоки могут применяться шаровые краны из непластифицированного ПВХ
Выбирая кран, ориентируйтесь на среднюю цену, слишком низкая стоимость должна насторожить, т.к. вам наверняка предлагают брак или подделку из дешевой стали.
Что касается стоимости шаровых кранов, то самыми дорогостоящими являются устройства Made in Italy. Чуть ниже по стоимости испанские, чешские, венгерские устройства. Российские и украинские производители занимают среднюю ценовую нишу, сочетая в себе качество и приемлемую стоимость.
Самые дорогие и долговечные шаровые краны выполнены из латуни, покрытые хромовым или никелевым слоем, такие устройства могут длительное время эксплуатироваться при температурах выше ста градусов
Самыми дешевыми традиционно являются изделия китайского производства. Качество китайских механизмов оставляет желать лучшего, использовать их можно только в качестве временных запорных устройств.
Преимущества и недостатки
Муфтовые краны шаровой конструкции неспроста завоевали популярность среди пользователей и в самых различных сферах. Они считаются надёжными запорными устройствами, входящими в состав систем водоснабжения и отопления городских квартир и частных строений. Кроме качественного функционирования и простоты конструкции изделия этого вида имеют и другие преимущества:
Преимущества шарового крана
- Редко выходят из строя, но при необходимости легко демонтируются без нанесения ущерба соединениям. Их можно снять, произвести ремонт и вновь поставить на место. Монтаж настолько прост, что справиться можно своими силами, не привлекая специалиста-сантехника.
- Фланцевые соединения являются самыми надёжными, когда в трубопроводе высокий напор рабочей среды.
- Устанавливается в систему как в вертикальном, так и в горизонтальном положении.
- Сравнительно небольшие размеры и вес.
- Долгий срок эксплуатации.
- Высокая степень герметичности, при грамотном монтаже полностью отсутствуют протечки.
- Удобство в применении. Достаточно повернуть ручку, чтобы заблокировать носитель.
- Огромный выбор размеров и типов изделий при выгодном соотношении цены и качества.
https://youtube.com/watch?v=xjTwrd8ZjGI
Кран с шаровым механизмом избавит своих хозяев от частой замены прокладок, а также ситуаций, связанных с утечками воды, постоянно возникающих в устаревшей вентильной арматуре. Кроме преимуществ существуют и недостатки:
- При резком открывании крана в некоторых моделях могут возникать гидроудары.
- Шаровую арматуру необходимо переодически мониторить — открывать и закрывать хотя бы раз в неделю, чтобы узловой элемент не «залип» и не утратил свою герметичность.
- Под воздействием среды с примесями твёрдых веществ сфера стирается, что приводит к возникновению протечек.
- Изделие неактуально для трубопроводов, где в качестве рабочей среды применяется тягучая, вязкая или илистая жидкость. В запорным узле постепенно образовывается осадок, из-за которого может испортиться кран.
Дюймы против мм. Откуда путаница и когда необходима таблица соответствия
Трубы, диаметр которых обозначается дюймами (1″, 2″) и/или долями дюймов (1/2″, 3/4″), являются общепринятым стандартом в водо — и водогазоснабжении.
Как правило монтаж дюймовых труб проходит без затруднений, но при их замене на трубы из пластика, меди и нержавеющей стали возникает проблема — несоответствие размера обозначенного дюйма (33,5 мм) к его реальному размеру (25,4 мм).
Обычно этот факт вызывает недоумение, но если глубже заглянуть в процессы происходящие в трубе, то логика несоответствия размеров становится очевидна и непрофессионалу. Все довольно просто — читайте дальше.
Дело в том, что при создании водного потока ключевую роль играет не внешний, а внутренний диаметр и по этой причине для обозначения используется именно он.
Однако несоответствие обозначаемых и метрических дюймов все равно остается, т. к. внутренний диаметр стандартной трубы составляет 27,1 мм, а усиленной — 25,5 мм. Последнее значение стоит довольно близко к равенству 1»=25,4 но все же им не является.
Разгадка состоит в том, что для обозначения размера труб применяется номинальный, округленный до стандартного значения диаметр (условный проход Dy). Величина условного прохода подбирается так, чтобы пропускная способность трубопровода увеличивалась от 40 до 60% в зависимости от роста величины индекса.
В ситуациях с пластиковыми трубами для решения проблемы несоответствующих размеров используются переходные элементы. При необходимости заменить или состыковать дюймовые трубы с трубами, выполненными по реальным метрическим размерам — из меди, нержавейки, алюминия, следует брать во внимания и наружный, и внутренний диаметры.
Таблица соответствия условного прохода дюймам
Ду | Дюймы | Ду | Дюймы | Ду | Дюймы |
6 | 1/8″ | 150 | 6″ | 900 | 36″ |
8 | 1/4″ | 175 | 7″ | 1000 | 40″ |
10 | 3/8″ | 200 | 8″ | 1050 | 42″ |
15 | 1/2″ | 225 | 9″ | 1100 | 44″ |
20 | 3/4″ | 250 | 10″ | 1200 | 48″ |
25 | 1″ | 275 | 11″ | 1300 | 52″ |
32 | 1(1/4)» | 300 | 12″ | 1400 | 56″ |
40 | 1(1/2)» | 350 | 14″ | 1500 | 60″ |
50 | 2″ | 400 | 16″ | 1600 | 64″ |
65 | 2(1/2)» | 450 | 18″ | 1700 | 68″ |
80 | 3″ | 500 | 20″ | 1800 | 72″ |
90 | 3(1/2)» | 600 | 24″ | 1900 | 76″ |
100 | 4″ | 700 | 28″ | 2000 | 80″ |
125 | 5″ | 800 | 32″ | 2200 | 88″ |
Таблица соответствия диаметра условного прохода, резьбы и наружных диаметров трубопровода в дюймах и мм.
Условный проход трубы Dy. мм | Диаметр резьбы G». дюйм | Наружный диаметр трубы Dn. мм | ||
Трубы стапьные водо/водогазoпроводные ГОСТ 3263-75 | Трубы стальные эпектросварные прямошовные ГОСТ 10704-91. Трубы стальные бесшовные горячедеформированные ГОСТ 8732-78. ГОСТ 8731-74 (ОТ 20 ДО 530 мл) | Полимерная труба. ПЭ, ПП, ПВХ | ||
10 | 3/8″ | 17 | 16 | 16 |
15 | 1/2″ | 21.3 | 20 | 20 |
20 | 3/4″ | 26.8 | 26 | 25 |
25 | 1″ | 33.5 | 32 | 32 |
32 | 1 1/4″ | 42.3 | 42 | 40 |
40 | 1 1/2″ | 48 | 45 | 50 |
50 | 2″ | 60 | 57 | 63 |
65 | 2 1/2″ | 75.5 | 76 | 75 |
80 | 3″ | 88.5 | 89 | 90 |
90 | 3 1/2″ | 101.3 | ||
100 | 4″ | 114 | 108 | 110 |
125 | 5″ | 140 | 133 | 125 |
150 | 6″ | 165 | 159 | 160 |
160 | 6 1/2″ | 180 | 180 | |
200 | 219 | 225 | ||
225 | 245 | 250 | ||
250 | 273 | 280 | ||
300 | 325 | 315 | ||
400 | 426 | 400 |
ГОСТ — государственый стандарт , используемый в тепло — газо — нефте — трубопроводах
ISO — стандарт обозанчения диаметров, используется в сантехнических инженерных системах
SMS — шведский стандарт диаметров труб и запорной арматуры
DIN / EN — основной евросортамент для стальных труб по DIN2448 / DIN2458
ДУ (Dy) — условный проход
Таблицы с размерами полипропиленовых труб представлены в следующей статье >>>
Таблица соответствия условного диаметра труб с международной маркировкой
ГОСТ | ISO дюйм | ISO мм | SMS мм | DIN мм | ДУ |
8 | 1/8 | 10,30 | 5 | ||
10 | 1/4 | 13,70 | 6,35 | 8 | |
12 | 3/8 | 17,20 | 9,54 | 12,00 | 10 |
18 | 1/2 | 21,30 | 12,70 | 18,00 | 15 |
25 | 3/4 | 26,90 | 19,05 | 23(23) | 20 |
32 | 1 | 33,70 | 25,00 | 28,00 | 25 |
38 | 1 ¼ | 42,40 | 31,75 | 34(35) | 32 |
45 | 1 ½ | 48,30 | 38,00 | 40,43 | 40 |
57 | 2 | 60,30 | 50,80 | 52,53 | 50 |
76 | 2 ½ | 76,10 | 63,50 | 70,00 | 65 |
89 | 3 | 88,90 | 76,10 | 84,85 | 80 |
108 | 4 | 114,30 | 101,60 | 104,00 | 100 |
133 | 5 | 139,70 | 129,00 | 129,00 | 125 |
159 | 6 | 168,30 | 154,00 | 154,00 | 150 |
219 | 8 | 219,00 | 204,00 | 204,00 | 200 |
273 | 10 | 273,00 | 254,00 | 254,00 | 250 |
Диаметры и другие характеристики трубы из нержавеющей стали
Проход, мм | Диаметр наружн., мм | Толщина стенок, мм | Масса 1 м трубы (кг) | ||
стандартных | усиленных | стандартных | усиленных | ||
10 | 17 | 2.2 | 2.8 | 0.61 | 0.74 |
15 | 21.3 | 2.8 | 3.2 | 1.28 | 1.43 |
20 | 26.8 | 2.8 | 3.2 | 1.66 | 1.86 |
25 | 33.5 | 3.2 | 4 | 2.39 | 2.91 |
32 | 42.3 | 3.2 | 4 | 3.09 | 3.78 |
40 | 48 | 3.5 | 4 | 3.84 | 4.34 |
50 | 60 | 3.5 | 4.5 | 4.88 | 6.16 |
65 | 75.5 | 4 | 4.5 | 7.05 | 7.88 |
80 | 88.5 | 4 | 4.5 | 8.34 | 9.32 |
100 | 114 | 4.5 | 5 | 12.15 | 13.44 |
125 | 140 | 4.5 | 5.5 | 15.04 | 18.24 |
150 | 165 | 4.5 | 5.5 | 17.81 | 21.63 |
Сколько это в дюймах — диаметр условного прохода(Ду) 500-2200
Ду или DN* | Сколько это в дюймах |
500 | 20″ |
600 | 24″ |
700 | 28″ |
800 | 32″ |
900 | 36″ |
1000 | 40″ |
1050 | 42″ |
1100 | 44″ |
1200 | 48″ |
1300 | 52″ |
1400 | 56″ |
1500 | 60″ |
1600 | 64″ |
1700 | 68″ |
1800 | 72″ |
1900 | 76″ |
2000 | 80″ |
2200 | 88″ |
*Ду или DN, могут указываться с размерностью мм, например «Ду 50 мм», но это не вполне корректно, подразумевается безразмерная величина.
Довольно часто в расчетах трубопроводной арматуры необходимо перевести диаметр фланцев или труб в дюймы. Исходя из данных таблицы размеры присоединительных элементов составят:
- Ду 6 — размер в дюймах составляет 1/8″ дюйма
- Ду 8 — размер в дюймах составляет 1/4″ дюйма
- Ду 10 — размер в дюймах составляет 3/8 дюйма
- Ду 15 — размер в дюймах составляет 1/2 дюйма
- Ду 20 — размер в дюймах составляет 3/4 дюйма
- Ду 25 — размер в дюймах составляет 1 дюйма
- Ду 32 — размер в дюймах составляет 1 1/4 дюйма
- Ду 40 — размер в дюймах составляет 1 1/2 дюйма
- Ду 50 — размер в дюймах составляет 2 дюйма
- Ду 65 — размер в дюймах составляет 2 1/2 дюйма
- Ду 80 — размер в дюймах составляет 3 дюйма
- Ду 90 — размер в дюймах составляет 3 1/2 дюйма
- Ду 100 — размер в дюймах составляет 4 дюйма
- Ду 125 — размер в дюймах составляет 5 дюймов
- Ду 150 — размер в дюймах составляет 6 дюймов
- Ду 175 — размер в дюймах составляет 7 дюймов
- Ду 200 — размер в дюймах составляет 8 дюймов
- Ду 225 — размер в дюймах составляет 9 дюймов
- Ду 250 — размер в дюймах составляет 10 дюймов
- Ду 275 — размер в дюймах составляет 11 дюймов
- Ду 300 — размер в дюймах составляет 12 дюймов
- Ду 350 — размер в дюймах составляет 14 дюймов
- Ду 400 — размер в дюймах составляет 16 дюймов
- Ду 450 — размер в дюймах составляет 18 дюймов
- Ду 500 — размер в дюймах составляет 20 дюймов
- Ду 600 — размер в дюймах составляет 24 дюйма
- Ду 700 — размер в дюймах составляет 28 дюймов
- Ду 800 — размер в дюймах составляет 32 дюйма
- Ду 900 — размер в дюймах составляет 36 дюймов
- Ду 1000 — размер в дюймах составляет 40 дюймов
- Ду 1050 — размер в дюймах составляет 42 дюйма
- Ду 1100 — размер в дюймах составляет 44 дюйма
- Ду 1200 — размер в дюймах составляет 48 дюймов
- Ду 1300 — размер в дюймах составляет 52 дюйма
- Ду 1400 — размер в дюймах составляет 56 дюймов
- Ду 1500 — размер в дюймах составляет 60 дюймов
- Ду 1600 — размер в дюймах составляет 64 дюйма
- Ду 1700 — размер в дюймах составляет 68 дюймов
- Ду 1800 — размер в дюймах составляет 72 дюйма
- Ду 1900 — размер в дюймах составляет 76 дюймов
- Ду 2000 — размер в дюймах составляет 80 дюймов
- Ду 2200 — размер в дюймах составляет 88 дюймов
Ответственные элементы конструкции шарового крана
Шаровой кран имеет ряд конструктивных особенностей, на которые необходимо обращать внимание при выборе этого изделия. Эти особенности видны на продольном распиле большого полукорпуса шарового крана
Эти особенности видны на продольном распиле большого полукорпуса шарового крана.
a – резьба, соединяющая два полукорпуса крана, должна иметь не менее трех ниток. Как правило, это метрическая резьба с шагом 1,25 мм;b – длина присоединительной резьбы должна соответствовать требованиям ГОСТ 6527. Для кранов из горячепрессованной латуни допускается снижать нормативную длину резьбы на 10 %. В частности, для кранов с номинальным диаметром 1/2″ размер b должен составлять не менее 11 мм;с – минимальная ширина буртика, ограничивающего заход присоединяемой трубы в муфтовый патрубок крана, определяется из расчета его на срез под воздействием силы, вызванной монтажным усилием ввинчивания.
Конструкция шарового крана
Различают несколько способов установки шара в корпус шарового крана.
Корпус может представлять собой составную конструкцию из двух (2-составная) или более частей (как правило, 3-составная), соединенных между собой болтами (очень похоже на фланцевое соединение). Преимущества такого технического решения очевидны ─ простота обслуживания и ремонта. Так, трехсоставная конструкция позволяет заменять и затягивать прокладки, проводить техническое обслуживание и ремонтные работы без демонтажа крана.
Но при эксплуатации шаровых кранов с составным корпусом следует учитывать возможность нарушения герметичности и непроизвольного раскрытия разъемов в случае нарушения регламента технического обслуживания.
Возможны конструкции с разъемами в верхней части корпуса либо разъемами, расположенными перпендикулярно или под углом к оси трубопровода. Через них в корпус вставляются шар и уплотнительные кольца. Наконец, еще один вариант ─ заваренный корпус, не имеющий разъемов.
В зависимости от способа фиксации запирающего (регулирующего) элемента, различают две возможные модификации подвижного сопряжения: краны шаровые с плавающей пробкой (с плавающим шаром) и краны шаровые с пробкой в опорах (шаром с фиксированной осью). В первом случае уплотнение запорного органа происходит благодаря самоуплотнению ─ плавающий шар под воздействием давления рабочей среды прижимается к седлу и фиксируется уплотнительными седлами, которые воспринимают нагрузку от перепада давления. Это гарантирует надежное плотное без утечек прилегание шара к седлу, а также «автоматическую» компенсацию износа седла.
Во втором случае ─ пробка фиксируется цапфами в крышке и корпусе крана, вследствие чего нагрузка приходится на подшипники опор. Особенности конструкции не могут не влиять на функциональные свойства шаровых кранов разных исполнений. Краны шаровые с плавающей пробкой используют при более низких давлениях и температурах, а краны шаровые с пробкой в опорах устанавливают на трубопроводах большого (более 500 мм) диаметра.
В конструкции шаровых кранов могут реализовываться различные конструктивные решения, направленные на увеличение их функциональности. Так, в шаровых кранах с V-образным вырезом удается обеспечить сплошной поток с небольшими перепадами давления, что делает возможным их использование для управления пульпами и вязкими жидкостями.
Чтобы снизить повышенные усилия, действующие на седла в шаровых кранах с большим номинальным диаметром и приводящие к преждевременному износу уплотнительных поверхностей, может предусматриваться предшествующий повороту шара автоматический отжим уплотнительного кольца под действием рабочей среды. Еще один способ снизить механические нагрузки на седла ─ подача на них смазки.
Также как и для других видов арматуры для шаровых кранов можно использовать различные типы присоединения к трубопроводу. Наибольшее распространение получили фланцевый, под приварку и муфтовый.
Шаровые краны и их недостатки
Нет ничего идеального, не идеален и шаровой кран.
Во-первых, шаровым краном можно только полностью перекрывать и открывать поток воды. Он не является регулирующей арматурой. Открытие крана «на чуть-чуть», закрытие «не до конца» на долгое время меняет его эксплутационные параметры и потребует более быстрой замены.
Примечание: В сантехнике есть регулирующие шаровые краны (с V-проходом), однако они не бытового водопровода.
Во-вторых, шаровой кран нельзя отремонтировать. Если задвижку вентиля можно сменить, то шаровой кран нужно менять полностью.
В-третьих, четверть оборотную арматуру нужно периодически заставлять работать. То есть раз в месяц, например, открывать и закрывать. Это не увеличит его износ, но избавит от залипания шара.
В-четвёртых, четверть оборотные краны не защищают систему от гидроудара при открытии. Например, вы перекрыли воду, провели работы с сантехникой. В это время давление воды в системе, по каким либо причинам, выросло. Быстрое открытие шарового крана спровоцирует гидроудар. Поэтому открывать шаровые краны нужно не «со всей дури», а плавно, частями. Но открыть нужно полностью.
В-пятых, и это не важно для квартиры, шаровые краны боятся очень горячей воды
Категории трубопроводной арматуры
Блоки предохранительных клапанов2
Вентили стальные104
Вентили чугунные47
Задвижки нержавеющие16
Задвижки стальные – ХЛ3
Задвижки стальные77
Задвижки чугунные37
Задвижки шланговые1
Канализационная арматура6
Клапана обратные96
Клапана предохранительные50
Клапана регулирующие72
Конденсатоотводчики стальные3
Краны бронзовые23
Краны стальные – ХЛ45
Краны нержавеющие31
Краны стальные79
Вентили бронзовые18
Краны титановые1
Краны чугунные2
Метизы3
Насосы2
Отводы20
Отопительное оборудование36
Переключающие устройства1
Переходы18
Регулирующая арматура31
Пожарная арматура44
Счетчики воды31
Тройники14
Трубы46
Указатели уровня3
Уплотнительные материалы18
Фильтры, грязевики54
Фитинги26
Фланцы32
Элеваторы7
Электроприводы1
Шаровые краны81
Другое28
Пневмоприводы2
Конденсатоотводчики чугунные2
Затворы стальные38
Затворы чугунные31
Вентили энергетические1
Задвижки энергетические3
Клапана энергетические1
Клапана отсечные12
Компенсаторы сильфонные40
Советы по выбору
Практически весь выбор лучших шаровых кранов для дома сводится к латунным изделиям – надежным, не склонным к коррозии, долговечным, недорогим и широко распространенным. На полипропиленовых трубах для отключения части системы применяют конструкции из полипропилена. На ввод всегда ставят металлические изделия.
Протечки водяных систем дорого обходятся, поэтому следует покупать продукцию в достаточно крупных магазинах, с чеком и сертификатом. Не зацикливайтесь на импортной продукции – отечественные производители также выпускают продукцию хорошего качество.
Кран необходимо осмотреть – не должно быть сколов, трещин; резьба должна иметь не менее 4-6 полноценных витков без замятин; стенки должны быть достаточно толстыми; необходимо осмотреть кран внутри, проверить, как поворачивается рукоятка и шар, есть ли в шаре отверстие (и есть ли шар – изредка встречаются «муляжики», в которых корпус проточен, как труба, ручка не поворачивается, шара нет и в помине). Кроме того, необходимо попытаться понять – не силуминовый ли корпус – металл внутри будет белый, а кран будет казаться легким – плотность силумина меньше, чем у латуни (по стандарту – 8,5-8,7 г/см³). Силумин покупать нельзя – лопается иногда уже при монтаже.Рукоятка в эксплуатации надежнее и практичнее, чем «бабочка», но при установке крана у стены или в тесной ванной следует подумать, достаточно ли места для поворота рычага, или следует купить «бабочку». Для входа чаще всего выбирают кран с патрубками с резьбой по типу «гайка-штуцер».
Классификация шаровых кранов
По способу крепления шаровые краны подразделяются следующим образом:
Кран шаровой муфтовый – чаще всего применяется для оборудования газопроводных, водопроводных и отопительных систем общественных и жилых зданий.
Они малогабаритны, практичны и удобны. Муфтовые шаровые краны целесообразно применять для монтирования в трубах, у которых диаметральное сечение не превышает45 мм. Для труб с большими габаритами лучше использовать фланцевые шаровые краны.
Кран шаровой фланцевый – применим в трубах, диаметр которых составляет более 45 мм. Применение при монтаже прокладок уплотнения обеспечивает высокую прочность и герметичность соединения трубы с шаровым краном.
Фланцевые шаровые краны обладают высокой прочностью и приспособлены к большим нагрузкам. Они, в свою очередь, делятся на разборные, состоящие из 2-х частей, и неразборные – с литым корпусом. Краны шаровые фланцевые отлично подходят для тех трубопроводов, рабочая среда которых – газ или нефть.
Кран штуцерный шаровой
- Кран шаровой штуцерный – широко применим в пищевой, химической и прочих областях промышленности. Шаровые краны подобного типа удобны в эксплуатации благодаря возможности многократного демонтажа.
- Шаровой кран приварной – в отличие от прочих видов шаровых кранов устанавливается в закрытых местах, не предусматривающих демонтаж крана.
Приварной шаровой кран устанавливают с помощью сварки, поэтому монтаж шаровых кранов подобного типа должен выполняться исключительно специалистами. Чаще всего приварной шаровой кран используют в строительстве.
Шаровой кран комбинированный – кран, конструкция которого подразумевает несколько методов его крепления к трубам.
Классификация шаровых кранов по числу патрубков:
- проходные шаровые краны;
- угловые шаровые краны;
- трех – и многоходовые шаровые краны.
Последние применяются для смешения и перенаправления рабочих сред.
Отдельно стоит выделить шаровой кран для подземной установки.
Отличие крана такого типа состоит в том, что он обладает высокой вентильной осью, что позволяет применять шаровой кран в подземных трубопроводах. При этом ось с рукояткой крана выступают над поверхностью земли и дают возможность перекрытия и включения потока в подземном трубопроводе.
Кран шаровый для подземной установки
Принцип работы трёхходового крана под манометр
Трехходовой кран под манометр имеет возможность подключения измерительного прибора, что в свою очередь позволяет контролировать работу определенного участка трубопроводной системы. Также при помощи такого крана можно производить продувку системы.
В корпусе трехходового крана под манометр предусмотрено наличие сливного отверстия, а также запорный элемент с Т-образным каналом. Поворот рычага управления краном позволяет в рабочем режиме направить поток рабочей среды в нужное направление.
Сейчас довольно широко при монтаже трубопроводных систем используются шаровые трехходовые краны. Они довольно легко распределяют потоки рабочих сред. Раньше вместо шаровых кранов применялись вентили. Это приносило определенное количество неудобств. Были нужны регулярные технические проверки.
Такие вентиля имели весьма крупные размеры и большую массу. Такие обстоятельства, конечно же, намного усложняли процесс эксплуатации.
Трехходовые шаровые краны обладают рядом неоспоримых преимуществ:
отсутствие необходимости в частых проверках и техническом обслуживании;
компактность в размерах и весе;
простота и лёгкость в управлении;
долговечность и устойчивость к различным воздействиям;
возможность использования в загрязнённой рабочей среде;
простота конструкции.
За время эксплуатации шаровых трехходовых кранов были выявлены и некоторые небольшие минусы. К примеру невозможность эксплуатации в условиях с температурой выше 200 градусов по Цельсию. Но, при сравнении этих немногочисленных недостатков с вышеперечисленными достоинствами, можно прийти к выводу, что не остаётся никаких сомнений в эффективной работе шаровых трехходовых кранов.
Наша команда “Армстрой” поможет Вам в любых вопросах.
Краны шаровые латунные муфтовые
Выполняются из кованой латуни, рекомендуются для установки на трубопроводах малого диаметра. При появлении протечек, достаточно подтянуть гайку, прижав тефлоновое сальниковое уплотнение. Эксплуатационный ресурс рассчитан на двадцать тысяч циклов открытия-закрытия.
Латунное устройство отличается такими эксплуатационными качествами:
- долговечностью и надежностью, отсутствием необходимости в смазке, техническом, обслуживании, ремонте;
- герметичностью, исключающей утечки;
- возможностью установки в любом положении;
- повышенной травматической безопасностью рукоятки;
- пригодностью к работе при рабочем давлении до 1,6 Мпа и температуре до +150º С.
Муфтовые краны устанавливаются на трубы малого диаметра, в основном, в бытовых условиях
Применение шаровых кранов
Свойственные шаровым кранам широкий диапазон размеров, легкая встраиваемость в любые технологические линии, наличие различных способов присоединения к трубопроводам и возможность установки разных приводов способствуют расширению сферы их применения. Краны шаровые используют для управления самыми разными по своему составу и свойствам рабочими средами ─ жидкими, газообразными, содержащими твердые частицы. Краны шаровые не только успешно справляются с высокотемпературными рабочими средами, но и способны функционировать в окружающей среде с повышенной или пониженной температурой (например, в криогенной технике для перемещения жидкого азота или кислорода), в т. ч. в режиме непрерывной эксплуатации.
Шаровые краны для воды управляют потоками как обычной «водопроводной» воды, циркулирующей в сетях водоснабжения, так и дистиллированной, термальной (минеральной), морской (соленой). Вода может быть не только чистой, но и содержать твердые, в т. ч. абразивные частицы, ржавчину, известь, лакокрасочные материалы, включая растворители и прочие химические загрязнители; быть перегретой до 200 и более градусов Цельсия и очень холодной, с температурой от минус 30OC, за счет содержания этиленгликоля или пропиленгликоля.
Шаровые краны используют в трубопроводных системах, перемещающих весь спектр нефтепродуктов: нефтехимическое сырье, смазочные вещества, светлые нефтепродукты, бензин, дизельное топливо, мазут и даже такие вязкие составы как строительный и дорожный битум.
Но водой и нефтепродуктами перечень рабочих сред, потоками которых можно управлять с помощью шаровых кранов, не ограничивается. В него входят также разнообразные продукты химического производства: щелочи, кислоты, растворители (например, ацетон), лаки, краски, сода, изоцианаты, используемые для изготовления пенопластов, резины, ЛКМ и клеев, перекись водорода, метан, этилен, другие вещества.
Устанавливаемые на водо-, нефте-, газо-, продукто- и иных трубопроводах краны шаровые используют во многих отраслях народного хозяйства с разными требованиями к трубопроводной арматуре и разными условиями ее эксплуатации. В химической промышленности, где часто приходится иметь дело с необычайно агрессивными рабочими средами. В горнодобывающей (особенно на производствах, занятых обогащением полезных ископаемых) и металлургической отраслях, для которых свойственны особенно тяжелые условия эксплуатации. На распределительных станциях газопроводов, предприятиях нефтедобычи и нефтепереработки. В требующих особой чистоты, а порой стерильности фармацевтических производствах и предприятиях пищевой промышленности, например, при изготовлении спиртосодержащих напитков. В тепло- и электроэнергетике (ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС, котельные, системы водоподготовки и водоочистки) и системе жилищно-коммунального хозяйства (теплосети и сети горячего и холодного водоснабжения и канализации).
Блокировка и сброс давления
Шаровые краны обладают способностью к блокировке и сбросу давления из полости крана. В открытом и закрытом положениях давление с обеих сторон шара блокируется от полости между корпусом и шаром с помощью седел. Это позволяет провентилировать или произвести дренаж полости крана через специальное отверстие корпуса. Кроме того, эта функция может использоваться для проверки утечки при полном рабочем давлении. При выполнении этой процедуры необходимо строго придерживаться инструкции.
Дренаж полости крана через специальное отверстие корпуса
Конструкция крана предполагает автоматический сброс избыточного давления из полости крана в сторону трубопровода с меньшим давлением. Это происходит в результате отжатия седел от шара избыточным давлением.
Каждый кран проверяется на специальных стендах на прочность и герметичность. На шаровых кранах больших размеров имеются проушины на корпусе для подъемных строп. Шаровые краны без проушин следует поднимать с помощью плоских нейлоновых строп, закрепляемых вокруг концов крана и цапф. Ни в коем случае нельзя поднимать шаровой кран за редуктор, привод или штурвал.
Требования к шаровым кранам
4.3.4.1 Шаровые краны должны соответствовать требованиям ГОСТ 21345, ГОСТ 28343,ТУ и КД.
4.3.4.2 Номинальные размеры от DN10 до DN500 включительно.
4.3.4.3 Номинальные давления от PN1,0МПа (PN10) до PN10МПа(PN100) включительно.
4.3.4.4 Шаровые краны должны иметь ограничение поворота ЗЭл.
4.3.4.5 Для шаровых кранов от DN50 до DN500 ЗЭл. должен быть плавающий и удерживаться двумя независимыми металлическими седлами. Шар и седла должны быть притерты друг к другу. Система седел с динамической нагрузкой, пружина седла должна быть тарельчатой.
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ: Конструкция крана с цапфой (в опоре), конструкция крана с продувкой паром, применение сильфонной пружины седла.