Материал изготовления
Лотки производят в соответствии с ГОСТ 13015.1-2003, в нормативном акте Серия 3.006.1-2.87 приведены рабочие чертежи и обозначены следующие стройматериалы, из которых производят лотковые ЖБ изделия:
- основной компонент их изготовления — бетон класса прочности на сжатие В15, В25, В30, В35, что соответствует прочностным маркам бетона М200, М300, М400, М450;
- для армирования используется арматура класса AI, AIII (ГОСТ 5781-82), проволока BpI (ГОСТ 6727-80);
- при устройстве закладок используют сталь ВСт3кп2 (по ГОСТ 380-71 это конструкционная углеродистая сталь, В — поставляемая по нормируемым химическим свойствам и физическим параметрам, кп — кипящая, сп — спокойная, пс — полуспокойная);
- анкерные элементы производят из стали класса AIII (по ГОСТ 5781-82);
- для производства монтажных петель берут сталь класса AI марки ВСт3сп2 или ВСт3пс2. Использование последней в температурных условиях ниже -40 °С недопустимо.
Лотки армируют каркасными и сварными сеточными элементами согласно чертежам и схемам фиксации арматуры из Серии 3.006.1-2.87, при этом толщину защитного бетонного слоя принимают равной:
- при стенках монолитной конструкции меньше 10 см — 1,5 см;
- при стенах изделий более 10 см — 2 см с допустимым отклонением +5 мм.
ЖБ канальные и тоннельные элементы по Серии 3.006.1-2.87 — параметры
Таблица размеров и цен лотка для теплотрассы
Технические характеристики ЖБИ для тепловых трасс и цены на них приведены в таблице:
Марка | Наружные размеры, мм | Внутренние размеры,мм | Вес, кг | Объем, м³ | Стоимость, руб./шт. |
Л-1-8/2 | 2985х360х420 | 300х340 | 450 | 0,17 | 3170 |
Л-2-8/4 | 1498х360х570 | 300х450 | 240 | 0,1 | 1550 |
Л-2Д-15 | 720х360х570 | 300х450 | 110 | 0,048 | 795 |
Л-3Д-8 | 720х380х780 | 300х620 | 190 | 0,075 | 1150 |
Л-4-8/2 | 2985х530х780 | 450х620 | 900 | 0,36 | 4450 |
Л-4Д-8 | 720х530х780 | 450х620 | 230 | 0,09 | 1160 |
Л-5-8/2 | 2985х680х780 | 600х600 | 1250 | 0,44 | 6190 |
Л-5Д-8 | 720х680х780 | 600х600 | 1280 | 0,11 | 1540 |
Л-6-8/2 | 2985х530х1160 | 450х1000 | 1130 | 0,45 | 6325 |
Л-6Д-8 | 720х530х1160 | 450х1000 | 280 | 0,11 | 1530 |
Л-7-8/4 | 1490х680х1160 | 600х980 | 680 | 0,272 | 3070 |
Л-7-15/2 | 2985х680х1160 | 600х980 | 1350 | 0,53 | 9440 |
Л-8-5/2 | 2985х1000х1160 | 900х900 | 1950 | 0,78 | 8550 |
Л-8Д-8 | 720х1000х1160 | 900х940 | 500 | 0,2 | 2415 |
Л-9Д-15 | 720х1310х1160 | 1200х900 | 650 | 0,26 | 3100 |
Л-10Д-5 | 720х550х1480 | 450х1280 | 430 | 0,17 | 2290 |
Л-10Д-15 | 720х550х1480 | 450х1280 | 430 | 0,17 | 3180 |
Л-11Д-11 | 720х700х1480 | 600х1280 | 450 | 0,18 | 3000 |
Л-11Д-8 | 720х700х1480 | 600х1280 | 450 | 0,18 | 2680 |
Л-12-8/2 | 2985х1010х1480 | 900х1280 | 2400 | 0,96 | 11910 |
Л-12Д-8 | 720х1010х1480 | 900х1280 | 600 | 0,24 | 4380 |
Л-15-8/2 | 2985х720х1840 | 600х1600 | 2480 | 0,99 | 17080 |
Л-15Д-5 | 720х720х1840 | 600х1600 | 630 | 0,25 | 4420 |
Л-16Д-8 | 720х1030х1840 | 900х1580 | 800 | 0,32 | 4810 |
Цены в России на ЖБЛ зависят от габаритов, веса конструкции, расхода материалов на изготовление.
Цены ↑
Ценовая политика обусловлена в первую очередь затратами на использованные материалы и напрямую зависит от объема и веса лотков. В таблице представлены цены на востребованные марки железобетонных лотков в Москве.
Марка | Габариты снаружи, мм | Габариты внутри, мм | Вес, кг | Объем, м³ | Цена, руб. за шт. |
Л-1-8/2 | 2985х360х420 | 300х340 | 450 | 0,17 | 3 170 |
Л-2-8/4 | 1498х360х570 | 300х450 | 240 | 0,1 | 1 550 |
Л-2д-15 | 720х360х570 | 300х450 | 110 | 0,048 | 795 |
Л-3д-8 | 720х380х780 | 300х620 | 190 | 0,075 | 1 150 |
Л-4-8/2 | 2985х530х780 | 450х620 | 900 | 0,36 | 4 450 |
Л-4д-8 | 720х530х780 | 450х620 | 230 | 0,09 | 1 160 |
Л-5-8/2 | 2985х680х780 | 600х600 | 1250 | 0,44 | 6 190 |
Л-5д-8 | 720х680х780 | 600х600 | 1280 | 0,11 | 1 540 |
Л-6-8/2 | 2985х530х1160 | 450х1000 | 1130 | 0,45 | 6 325 |
Л-6д-8 | 720х530х1160 | 450х1000 | 280 | 0,11 | 1 530 |
Л-7-8/4 | 1490х680х1160 | 600х980 | 680 | 0,272 | 3 070 |
Л-7-15/2 | 2985х680х1160 | 600х980 | 1350 | 0,53 | 9 440 |
Л-8-5/2 | 2985х1000х1160 | 900х900 | 1950 | 0,78 | 8 550 |
Л-8д-8 | 720х1000х1160 | 900х940 | 500 | 0,2 | 2 415 |
Л-9д-15 | 720х1310х1160 | 1200х900 | 650 | 0,26 | 3 100 |
Л-10д-5 | 720х550х1480 | 450х1280 | 430 | 0,17 | 2 290 |
Л-10д-15 | 720х550х1480 | 450х1280 | 430 | 0,17 | 3 180 |
Л-11д-11 | 720х700х1480 | 600х1280 | 450 | 0,18 | 3 000 |
Л-11д-8 | 720х700х1480 | 600х1280 | 450 | 0,18 | 2 680 |
Л-12-8/2 | 2985х1010х1480 | 900х1280 | 2400 | 0,96 | 11 910 |
Л-12д-8 | 720х1010х1480 | 900х1280 | 600 | 0,24 | 4 380 |
Л-15-8/2 | 2985х720х1840 | 600х1600 | 2480 | 0,99 | 17 080 |
Л-15д-5 | 720х720х1840 | 600х1600 | 630 | 0,25 | 4 420 |
Л-16д-8 | 720х1030х1840 | 900х1580 | 800 | 0,32 | 4 810 |
Л-16д-11 | 720х1030х1840 | 900х1580 | 800 | 0,32 | 5 030 |
Л-20-3/2 | 2985х1040х2380 | 900х2100 | 4 | 1,6 | 16 550 |
Л-20д-5 | 720х1040х2380 | 900х2100 | 0,96 | 0,4 | 5 650 |
Цены в различных регионах Российской Федерации могут незначительно отличаться от Москвы. Это зависит от наличия в той или иной области своего комбината, занимающегося изготовлением изделий из железобетона, и других сопутствующих производств.
Множество организаций доставляет свою продукцию в соседние области. В этом случае к изначальной стоимости лотка прибавляется стоимость его транспортировки.
Качество и надежность лотков гарантируется выпускающей компанией, о чем составляется документ (паспорт на партию), в котором указаны результаты проведенных испытаний.
Наиболее часто теплотрассы прокладывают из лотков Л-4 – 8 и Л-7 – 8. Реже используются лотки Л-5 – 8 и Л-6 – 8. Это обусловлено максимально соответствующими данным условиям техническими характеристиками и удобными для организации теплотрассы размерами лотков.
Маркировка и виды лотков для теплотрасс
Основным документом, регламентирующим размеры лотковых конструкций, является Серия 3.006.1-2.87, в ней описана и их маркировка, состоящая из следующей последовательности буквенных и цифровых символов:
- Л — лоток, аналогично обозначается и плита, которая его накрывает (литера П);
- д — ставится позади первой цифры указывает на доборные изделия;
- цифры от 1 до 38 — означают порядковый номер типоразмера и конструкции изделия;
- Число за дефисом обозначает равномерно рассредоточенное по площади 1 квадратный метр (м2) давление по вертикали в килограмм-силах (кгс), но чаще в тонна-силах(тс), которое выдерживает изделие;
- а — литера после второй цифры обозначает марки со стальными закладками.
Существует еще одна Серия 3.006.1-8 рабочих чертежей и типоразмеров лотковых элементов с отверстиями, имеющая иное условное обозначение. В ней буквенные символы и цифры согласно их позициям означают следующее:
- КЛ — лоток, ПТУ — перекрывающая угловая плита, ПДУ — плита днища угловая, ПТО — плита с отверстием, ЛКО — лотковое изделие с отверстием;
- последующие три цифры означают длину, ширину и высоту изделия в сантиметрах;
- последнее число после дефиса — расчетная нагрузка в тс/м2.
Конструктивные и размерные параметры лотка ЛК 300.180.120-6 из Серии 3.006.1-8
Из лотковых элементов монтируют подземные сооружения, которые делят на две группы:
- каналы — изделия, имеющие чистую высоту менее 150 см;
- тоннели — инженерные коммуникации из лотков высотой 180 см и более.
Маркировка каналов и туннелей имеет буквенно-цифровое обозначение по аналогии с лотками и состоит из символов:
- КЛ — лоточные каналы, накрываемые плитами;
- КЛп — каналы лотков, которые опираются на плиты;
- КЛс — Конструкции из двух ЖБИ, опирающихся на торцы боковых стенок друг друга.
Цифра после буквенного обозначения указывают ширину канала в сантиметрах, следующая цифра — высота лотка в сантиметрах. Цифровой символ после дефиса — рабочая нагрузка в тс/м2.
Характеристики лотков крайних типоразмеров по Серии 3.006.1-2.87
Особенности укладки лотков
Канальные и тоннельные конструкции из лотков рассчитаны как на эксплуатацию в условиях без просадки грунта, размыва почвы и сейсмической активности, так и с приведенными выше нагрузками, землетрясениями по шкале до 9 баллов. В Серии 3.006.1-2.87 рассмотрены следующие ситуации прокладки инженерных коммуникаций из лотков:
- под автомобильными магистралями с углублением от верха лотка до поверхности дороги в диапазоне 0,5 — 6 м;
- под железнодорожными путями с расстоянием от шпал до верха ЖБИ 1 — 4 м;
- в любом месте при отсутствии автодорог с углублением под уровень грунта в диапазоне 0,5 — 6 м;
- в производственных цехах с минимальной глубиной лотка от уровня пола 0,3 м, при этом плита перекрытия является фрагментом полового покрытия;
- допускается полуподземное монтирование канальных и тоннельных сооружений, выступающих над земной поверхностью на расстоянии 0,2 — 0,4 м.
При монтаже канальных и тоннельных конструкций из лотков руководствуется следующими правилами:
- Каналы из КЛ накрывают плитами, для маркировки КЛп лотки опираются на плиты. Каналы серии КЛс укладываются из двух элементов и соединяются между собой посредством коротких швеллеров, заложенных в продольные швы. Крепление может производиться также с помощью сварки с использованием коротких швеллеров, привариваемых к закладным элементам нижестоящих ЖБИ.
- Укладка элементов каналов и туннелей типа КЛс должна проводиться с перекрытием швов по вертикали, допустим монтаж верхних и нижестоящих ЖБИ разной высоты.
- При устройстве многосекционных инженерных коммуникаций лотковые элементы устанавливают параллельно друг другу.
Схема складирования
- Туннельные и канальные коммуникации рассчитаны на эксплуатацию как снаружи объектов, так и во внутрицеховых укладках с применением типа КЛ.
- Для монтажа полуподземных конструкций перекрывающие плиты изготавливают с трехслойным утеплителем, состоящим из пенобетонных вкладышей плотностью 500 кг/м3 класса В 1.5.
- Для цеховых каналов с перекрывающими плитами на уровне пола допускается их фактурное покрытие.
- При монтаже лотковых каналов используется песчаная подготовка толщиной не менее 100 мм.
- Для отведения подземных вод, проникающих в канал, ему придается наклон в 0,002 м, вода направляется в приямки, располагаемые в отдельных камерах, узких местах или на прямых участках, расстояние между ними не должно быть более 150 м. Из приямков вода должна отправляться в канализацию.
- В подземных канальных и туннельных коммуникациях через 50 м обязаны присутствовать деформационные швы, в наземных конструкциях расстояние между ними принимают не больше 30 м. Также швы для деформации делают:
- при примыкании канальных и туннельных лотков к камерам и уширениям;
- в местах, где несущая способность основания изменяется.
Укладка трубопровода в лотки
- Также в туннелях и каналах должны присутствовать выходные и монтажные проемы, между которыми принимают расстояние до:
- 150 м — при укладке шинных и кабельных линий;
- 120 м — при протягивании маслонаполненных кабелей;
- 100 м — при прокладке трубопроводов с паром;
- 200 м — если уложена водяная тепловая магистраль.
- Допускается при прокладке тепловых сетей применение опор из железобетонных подушек для труб диаметром от 23 до 1400 мм. Для закрепления труб внутри канала в их конструкции предусмотрены закладочные элементы, чертежи изготовления которых приведены в Серии 3.006.1-2.87.
- Для осуществления монтажа, демонтажа и ремонта в туннелях разрешено укладывать монорельс грузоподъемностью не менее 1 тонны.
- Вопрос вентилирования решается в индивидуальном порядке и зависит от объема тепловыделений.
- При установке сооружений с закладными деталями, на наружную поверхность нижестоящих и верхних ЖБИ наносят разбивочные риски.
- Все лотковые инженерные коммуникации рассчитывается на нагрузки верхних лотков или их плит перекрытия по ряду стандартных значений: 3, 5, 8, 11(12) и 15 тс/м2. При укладке лотковых коммуникаций действуют следующие нагрузочные нормативы:
- при монтаже вне зданий наименьшая временная нагрузка по вертикали равна 1 тс/м2;
- на полуподземные перекрытия нагрузочный норматив считают от 400 кгс/м2;
- под железнодорожными путями нагрузка на канальные и тоннельные лотки принимается равной 12 тс/м2;
- при укладке в цехах лотки должны выдерживать нагрузку от аккумуляторного погрузчика на 1,5 т, электрокара грузоподъемностью 2 — 3 т и автопогрузчиков с весом подымаемых грузов 3 — 5 т. Поэтому эквивалентные нагрузки, которые должны выдерживать внутрицеховые лотки, составляют 3 или 5 тс/м2.
Схемы монтажа коробов и тоннелей
Материал изготовления
Лотки производят в соответствии с ГОСТ 13015.1-2003, в нормативном акте Серия 3.006.1-2.87 приведены рабочие чертежи и обозначены следующие стройматериалы, из которых производят лотковые ЖБ изделия:
- основной компонент их изготовления — бетон класса прочности на сжатие В15, В25, В30, В35, что соответствует прочностным маркам бетона М200, М300, М400, М450;
- для армирования используется арматура класса AI, AIII (ГОСТ 5781-82), проволока BpI (ГОСТ 6727-80);
- при устройстве закладок используют сталь ВСт3кп2 (по ГОСТ 380-71 это конструкционная углеродистая сталь, В — поставляемая по нормируемым химическим свойствам и физическим параметрам, кп — кипящая, сп — спокойная, пс — полуспокойная);
- анкерные элементы производят из стали класса AIII (по ГОСТ 5781-82);
- для производства монтажных петель берут сталь класса AI марки ВСт3сп2 или ВСт3пс2. Использование последней в температурных условиях ниже -40 °С недопустимо.
Лотки армируют каркасными и сварными сеточными элементами согласно чертежам и схемам фиксации арматуры из Серии 3.006.1-2.87, при этом толщину защитного бетонного слоя принимают равной:
- при стенках монолитной конструкции меньше 10 см — 1,5 см;
- при стенах изделий более 10 см — 2 см с допустимым отклонением +5 мм.
ЖБ канальные и тоннельные элементы по Серии 3.006.1-2.87 — параметры
Схемы ↑
Схематически лотки для теплотрасс выглядят так, будто бы это желобы из бетона буквой «П». По сути, оно так и есть.
Прямоугольной формы лотки применяются для укладки в грунт для того, чтобы внутрь их проложить трубы отопления или горячего водоснабжения. Под высотой понимается высота одного бортика желоба.
Ведь этот параметр также отличается по критерию – на какое количество труб, и какого диаметра рассчитывается применение лотка.
Фото: лотки для теплотрасс схематически
Параметры перекрытия для лотка должны обязательно совпадать с параметрами лотка. Так, к примеру, ширина и длина плиты перекрытия должны быть одинаковыми, а их наружные стенки должны либо совпадать встык, либо размеры плиты должны быть немного больше размеров стенок лотка.
Все должно делаться для того, чтобы закрыть как крышкой лоток с проходящими внутри него трубами. Благодаря такой защитной системе, не только трубы остаются целыми долгое время, но также и их теплоизоляция.
Важно! Следует также отметить, что лотки могут образовывать разного типа каналы. Но, прежде всего, нужно сказать, что каналы эти непроходимые и совсем не похожи на коллекторы, внутри которых не только прокладываются трубы, но также, при необходимости, могут перемещаться рабочие. Лотки используются только для непроходимых каналов тепловых или водопроводных сетей
Для небольшого количества труб с маленьким диаметром достаточно применять одноячейковые или двухячейковые конструкции из лотков и перекрытий
Лотки используются только для непроходимых каналов тепловых или водопроводных сетей. Для небольшого количества труб с маленьким диаметром достаточно применять одноячейковые или двухячейковые конструкции из лотков и перекрытий.
Трубы укладываются в лотковый элемент, а затем сверху лоток накрывается плитой, как крышкой.
Фото: одноячейковые или двухячейковые конструкции из лотков
Такие конструкции имеют название – непроходные каналы КЛ – они состоят из таких элементов
а) одноячейковый короб;
б) двухячейковый короб;
2 – песчаная подушка под установку короба;
3 – плита перекрытия лотка;
4 – фиксирующая шпонка из цемента;
5 – песчаный слой.
В таких трубопроводных коммуникациях проходят обычно трубы подающего и обратного назначения.
Поэтому они прекрасно укладываются в подобных конструкциях, длительно сохраняя, при этом, целостность теплоизоляции труб и сохраняя их поверхность от агрессивного воздействия грунтовых вод, почвенного состава или атмосферных осадков.
Приходиться либо покупать слишком дорогие огромных размеров лотки, либо применять более удешевленный вариант – два лотка устанавливать друг на друга при помощи двутавра, специального монтажного профиля, сечение которого в форме буквы «Н».
Двутавр оказывается неким соединительным элементом, который образует замок между двумя бетонными лотками, установленными поверх друг друга, дном врозь и емкостью желобов внутрь.
Фото: два лотка устанавливаются друг на друга при помощи двутавра
Такие строительные решения позволяют организовать короб для укладки в него труб больших диаметров и большего количества трубопроводных магистралей, если необходимо.
Подобного рода каналы называются – непроходными класса КЛС – и состоят из следующих элементов:
а) одноячейковый двухсоставной;
б) двухячейковый двухсоставной;
1 – лоток из железобетона;
2 – соединение – двутавр;
3 – песчаная подушка;
4 – песчаная прослойка в зазоре между лотками;
5 — фиксирующая шпонка из цемента.
Допускать затопление грунтовыми или талыми водами пространство короба, где уложены магистрали труб теплотрасс, категорически запрещено.
Точно также обстоит дело и с непроходными каналами, которые должны быть герметично закрыты или зацементированы по бокам на стыках, если это двухсоставные конструкции, состоящие из двух лотков.
Любая подготовка или проектирование подобных строительных работ по монтажу лотков теплотрасс всегда требует к себе тщательного внимания. При расчетах следует знать не только стоимость материалов, но также и подходящие размеры лотков.
Как построить самодельный септик из еврокубов своими руками, читайте на странице.
Цены на фильтры для очистки воды от железа, приведены в таблице.
Watch this video on YouTube
Материал изготовления
Лотки производят в соответствии с ГОСТ 13015.1-2003, в нормативном акте Серия 3.006.1-2.87 приведены рабочие чертежи и обозначены следующие стройматериалы, из которых производят лотковые ЖБ изделия:
- основной компонент их изготовления — бетон класса прочности на сжатие В15, В25, В30, В35, что соответствует прочностным маркам бетона М200, М300, М400, М450;
- для армирования используется арматура класса AI, AIII (ГОСТ 5781-82), проволока BpI (ГОСТ 6727-80);
- при устройстве закладок используют сталь ВСт3кп2 (по ГОСТ 380-71 это конструкционная углеродистая сталь, В — поставляемая по нормируемым химическим свойствам и физическим параметрам, кп — кипящая, сп — спокойная, пс — полуспокойная);
- анкерные элементы производят из стали класса AIII (по ГОСТ 5781-82);
- для производства монтажных петель берут сталь класса AI марки ВСт3сп2 или ВСт3пс2. Использование последней в температурных условиях ниже -40 °С недопустимо.
Лотки армируют каркасными и сварными сеточными элементами согласно чертежам и схемам фиксации арматуры из Серии 3.006.1-2.87, при этом толщину защитного бетонного слоя принимают равной:
- при стенках монолитной конструкции меньше 10 см — 1,5 см;
- при стенах изделий более 10 см — 2 см с допустимым отклонением +5 мм.
ЖБ канальные и тоннельные элементы по Серии 3.006.1-2.87 — параметры
Достоинства железобетонных лотков при прокладке теплотрасс
Ранее строители использовали кирпичную кладку, чтобы защитить коммуникаций с горячей водой и паром под землей. При этом возрастала трудоемкость возведения каналов, их стоимость, в то время как прочность и надежность оставляли желать лучшего. Использование специализированных унифицированных лотков из железобетона имеет ряд преимуществ, среди которых такие факторы, как:
- высокая скорость реализации этапа строительных работ по прокладке коммуникаций за счет размещения модульных элементов, выполненных на заводе-изготовителе;
- модульная механическая прочность изделий, которая допускает нагрузки от постоянного давления грунта, а также динамические усилия от движущегося транспорта и перемещения людей, позволяя осуществлять строительство защитных каналов в сейсмоопасных районах;
- оптимальная стоимость, которая способствует снижению сметных затрат при возведении объектов промышленного и гражданского назначения по сравнению с аналогами;
- ремонтопригодность каналов допускает удобную замену лотков и возможность проведения комплекса ремонтно-восстановительных работ на теплотрассе для устранения течи или замены части трубопровода при возникновении неисправности;
- изделия изготавливаются с соблюдением всех требований и технологии, имея высокую устойчивость к различного рода агрессивным средам и позволяя обеспечить максимальную степень защиты коммуникаций;
- железобетонные лотки имеют высокий срок службы. Каналы коммуникаций рассчитаны не менее чем на 50 лет;
- высокий ассортимент модельного ряда позволяет использовать лотки для прокладки труб различного сечения;
- высокие возможности в области реализации герметизации каналов теплотрасс для обеспечения высокой степени защиты и сбережения тепла за счет высокого качества изготовления изделий;
- высокий диапазон рабочих температур, которые позволяют эксплуатировать лотки в различных условиях с умеренным и холодным климатом.
Как правильно выбрать
Непроходные каналы выбирают, основываясь на следующие факторы:
- диаметр несущей трубы, либо сечение иного инженерного сооружения;
- количество труб или иных инженерных сооружений;
- вид нагрузки;
- необходимый вид конструкции.
Чаще всего в каналах проходят трубы, в том числе тепловые сети. Обычно закладывается «двухнитка», т. е. две трубы: подающая и обратная. В зависимости от диаметра изоляции выбирается соответствующий размер канала. В соответствии с видом нагрузки выбирается серия, на основании которой производятся каналы. Таким образом, при наличии нагрузки от автотранспорта используются каналы, произведенные по серии 3.903 кл 14 выпуск 1-4. При отсутствии таковой нагрузки используются каналы, произведенные по той же серии выпуск 1-5. Если трасса поворачивает под определённый угол, допускается использовать угловые каналы (УКН).
Технические специфики
Все нужные таблицы размеров лотков железобетона для теплотрасс можно отыскать в документации, которая регламентирует данные изделия, а конкретно — ГОСТ. Помимо прочего, необходимо познакомиться с ключевыми тех. характеристиками таких элементов строительства.
Лотки производятся согласно ГОСТу, к их качеству и наружному виду предъявляют большие требования
ГОСТ 13015.0–83 в себя включает большой ряд правил и положений, которые относятся к монолитно бетонным лоткам для теплотрасс. Рассмотрим ключевые из них:
- устойчивость к морозам;
- влагостойкость;
- большая прочность бетона;
- даются все нужные нормы по форме и размеру таких изделий для строительных работ;
- приводятся таблицы;
- выдвигаются нормы и требования не только к готовому продукту, но и к производственному процессу.
Помимо прочего, описываются нужные критерии, которым должна подходить дополнительная арматура к этим строительным изделиям.
Рассмотрим требования, которые предъявляются в отношении к бетону:
- бетонная марка должна подходить прочностным показателям и качества, описанным в ГОСТ. Позволяется применение марки не меньше, чем М300;
- есть ещё один очень весомый признак — крепость на сжатие. Данный показатель должен быть не ниже 70%;
- размер частиц наполнителя для выполнения материала не должен быть больше 15 мм;
- полностью запрещается задействовать во время изготовления лотков железобетона различного рода энергичные добавки.
Размеры ЖБЛ для прокладывания теплотрасс представлены в таблице №1.
Таблица 1
Технические характеристики
Все необходимые таблицы размеров железобетонных лотков для теплотрасс можно найти в документации, которая регламентирует эти изделия, а именно — ГОСТ. Кроме этого, стоит ознакомиться с основными техническими характеристиками этих строительных элементов.
Лотки производятся согласно ГОСТу, к их качеству и внешнему виду предъявляются высокие требования
ГОСТ 13015.0–83 включает в себя целый ряд правил и положений, которые относятся к железобетонным лоткам для теплотрасс. Рассмотрим основные из них:
- морозоустойчивость;
- водостойкость;
- высокая прочность бетона;
- предоставляются все необходимые нормативы по размеру и форме этих строительных изделий;
- приводятся таблицы;
- выдвигаются нормы и требования не только к готовому продукту, но и к производственному процессу.
Кроме этого, описываются необходимые показатели, которым должна соответствовать вспомогательная арматура к этим строительным изделиям.
Рассмотрим требования, которые выдвигаются по отношению к бетону:
- марка бетона должна соответствовать показателям прочности и качества, описанным в ГОСТ. Разрешается использование марки не ниже, чем М300;
- существует ещё один очень важный показатель — прочность на сжатие. Этот показатель должен быть не ниже 70%;
- размер частиц наполнителя для выполнения материала не должен превышать 15 мм;
- категорически запрещено использовать при производстве железобетонных лотков разного рода активные добавки.
Размеры ЖБЛ для прокладки теплотрасс представлены в таблице №1.
Таблица 1
Название | Размеры, мм | Вес, кг |
Л-20-15/2 | 2970х2160х1040 | — |
Л-16-8/2 | 2970х1840х1030 | 3150 |
Л-15-8/2 | 2970х1840х720 | 2750 |
Л-14-8/2 | 2970х1840х570 | 2500 |
Л-13-8/2 | 2970х1480х1320 | 3230 |
Л-12-8/2 | 2970х1480х1010 | 2400 |
Л-10-8/2 | 2970х1480х550 | 1650 |
Л-8-8/2 | 2970х1160х1000 | 1950 |
Л-6-8/2 | 2970х1160х530 | 1140 |
Л-4-8/2 | 2970х780х530 | 900 |
Л-3-8/2 | 2970х780х380 | 750 |
Помимо этого, ГОСТ регламентирует и сопутствующую арматуру. Требования, выдвигаемые к ней, необходимо неукоснительно соблюдать. Очень важным фактором при выборе арматуры для ЖБЛ считается подбор необходимой марки стали.
И на лотки, и на крышки к ним в обязательном порядке наносится маркировка
А также стоит отметить, что маркировка железобетонных лотков содержит следующую информацию:
- марка железобетонного изделия;
- компания, которая изготовила лоток;
- дата производства;
- габаритные размеры строительного элемента;
- масса лотка;
- прочность изделия;
- штамп, который указывает на то, что лоток прошёл процедуру технического контроля.
Подбор железобетонных лотков для теплотрасс выполняется, как правило, по вышеперечисленным данным. Если изделие соответствует характеристикам, предъявляемым ГОСТом, то тогда можно не сомневаться в его эффективности и в том, что оно прослужит длительный эксплуатационный срок.
Л 4а-2 к
Лотки теплотрасс Л 4а-2 к представляют собой П-образный короб из железобетона. Еще одно название, употребляемое строителями, – бетонный канал. Основным назначением лотков является прокладка в них трубопроводов различного диаметра. Также их используют для прокладки электрических кабелей, возможно применение для обустройства подземных транспортных галерей.
1.Варианты написания маркировки.
Лотки теплотрассы маркируются согласно действующему Регламенту – Серия 3.900.1-12, где указывается тип железобетонного изделия, а также размерная группа лотка. Примеры написания маркировки данных изделий:
1. Л 4-1 к;
2. Л 4-2 к;
3. Л 4а-2 к.
2.Основная сфера применения.
Лотки теплотрасс Л 4а-2 к являются универсальными изделиями из железобетона. Они предназначены в основном для прокладки в них электрических кабелей, трубопроводов различного диаметра и назначения.
Также возможно обустройство с использование лотков подземных транспортных галерей, а также установка внутри каналов транспортеров.
Возможно изготовление каналов с помощью двух уложенных один на другой лотков Л 4а-2 к, соединяемых между собой короткими отрезками швеллеров, которые укладывают в продольные швы образуемого канала или тоннеля.
Используют лотки для теплотрасс Л 4а-2 к при строительстве сложных инженерных сооружений. Для этого применяются высокопрочные бетоны с высокими эксплуатационными характеристиками. При изготовлении в лотках предусматриваются закладные детали, которые служат для крепления кабелей и других коммуникаций.
Незакрытый сверху лоток Л 4а-2 к защищает инженерные коммуникации с трех сторон. Для герметизации канала или тоннеля используют плиты ПП, ПТ или ОП одноразмерного ряда с лотками теплотрасс Л 4а-2 к.
Полученный короб, закрытый сверху плитой, представляет собой герметичную конструкцию, которая обеспечивает надежную защиту размещенных внутри элементов от неблагоприятных факторов окружающей среды, таких как влага, ветер, холод и механические воздействия.
Лоток теплотрассы Л 4а-2 к предназначен для использования при минусовых температурах до -40°С, если необходимы элементы для работы при температурах до -55°С, то используют другие материалы. Так при изготовлении добавляются особые вещества, которые повышают стойкость бетона к агрессивной среде и повышают его водонепроницаемость.
Для сейсмически активных районов лотки Л 4а-2 к выпускаются с усиленной арматурной сеткой, покрытой более толстым слоем бетона.
Таким образом, в собранном виде лоток представляет собой полностью герметичный канал с расположенными внутри инженерными коммуникациями, куда не проникают грунтовые воды.
Железобетонные лотки теплотрасс стойки к сейсмической активности включительно до 9 баллов по шкале Рихтера.
3.Обозначение маркировки изделия.
Лотки маркируются согласно Серии 3.900.1-12 буквенно-цифровой кодировкой. Л 4а-2 к2970х780х 530 имеет расшифровку:
Л – лоток;
4 – типоразмер;
а-2к – означает, что элементы лотков могут опираться на опоры, располагаемые в местах стыков элементов.
Длина L – 2970 ;
Ширина B – 780 ;
Высота H – 530 ;
Объем бетона – 0,36 ;
Вес – 900;
Геометрический объем – 1,2278 .
4.Изготовление и основные характеристики.
Лотки Л 4а-2 к изготавливаются из тяжелых сортов бетона. Класс по прочности на сжатие соответствует марке не менее В15-В35.
Для закладных изделий используется прокатная сталь по ГОСТ 380-71, монтажные петли УП1-6 согласно Серии 1.400-9.
Изготавливаются лотки Л 4а-2 к методом вибропрессования. Бетонирование производится в горизонтальном положении стенками вниз. При достижении бетоном 70% проектной прочности изделие вынимается из опалубки. Готовое железобетонное изделие должно соответствовать следующим характеристикам:
1.Морозостойкость не ниже F50;
2.Водонепроницаемость – W2-W 4;
3.Марка бетона по прочности на сжатие от М200 до М450.
5.Транспортировка и хранение.
Хранение лотков теплотрасс Л 4а-2 к производится в штабелях не более чем в три ряда в высоту. Укладка производится таким образом, чтобы была возможность захвата верхнего лотка и свободного подъема для погрузки.
Нельзя допускать провисания части изделия, опора должна обеспечивать равномерное распределение нагрузки по всей поверхности лотка. Должны обеспечиваться прокладки в местах расположения монтажных петель толщиной не менее 30 мм.
Неправильная транспортировка изделий может привести к их порче и невозможности использовать по назначению. Для обеспечения сохранности необходимо использовать спецтранспорт.
Размеры и объем по ГОСТу ↑
Железобетонные лотки несут на себе повышенную нагрузку и применяются на важных участках при строительстве.
Именно поэтому для них были разработаны специальные стандарты и ГОСТы, которые регламентируют выпускаемую продукцию: размеры лотков для теплотрасс, качество бетона, из которого они изготавливаются, правила и условия установки и эксплуатации.
При производстве лотков организации опираются на ГОСТ 21509–76, ГОСТ 13015-2003 и ГОСТ 23009-78. Все железобетонные лотки выпускаются на основании серий 3.006.1-8 или 3.006.1-2 и в строгом соответствии с Техническими Условиями 5859-001-86780364-2008. Типовые размеры лотков для теплотрасс приведены в таблице.
В таблице приняты следующие условные обозначения:
- а – толщина ноги;
- b – внешняя ширина;
- h – внешняя высота;
- n – внутренняя высота;
- m – внутренняя ширина.
Фото: параметры размеров лотков для теплотрасс
Маркировка | a, мм | h, мм | n, мм | b, мм | m, мм |
Л – 2 | 40 | 360 | 300 | 570 | 450 |
Л – 20 | 80 | 1040 | 900 | 2380 | 2100 |
Л – 5 | 70 | 680 | 600 | 780 | 610 |
Л –15 | 50 | 720 | 600 | 1840 | 1600 |
Л – 7 | 50 | 680 | 600 | 1160 | 980 |
Л – 9 | 50 | 1310 | 1200 | 1160 | 900 |
Л – 11 | 60 | 700 | 600 | 1480 | 1280 |
Л –23 | 80 | 740 | 600 | 2460 | 2180 |
Л – 13 | 60 | 1320 | 1200 | 1480 | 1200 |
Л – 6 | 50 | 530 | 450 | 1160 | 1000 |
Л – 16 | 70 | 1030 | 900 | 1840 | 1580 |
Л – 4 | 50 | 530 | 400 | 780 | 610 |
Л –12 | 60 | 1010 | 900 | 1480 | 1240 |
Масса и объем железобетонных лотков напрямую зависит от его габаритных размеров. Вес изделий может быть от 110 кг до 3000 кг, а объем (вычисляется по стандартной формуле) от 0,1 м³ до 0,99 м³.
Эксплуатационная сфера ЖБЛ
Все железобетонные лотки подразделяют на 3 основные группы в зависимости от назначения:
- Железобетонные лотки теплотрасс. Играют роль защитных каналов и ограничивают трубопровод, транспортирующий горячую воду или пар, от контакта с подземными водами, а также активными химическими соединениями, располагающимися в почве. Таким образом, теплопровод защищается от губительного воздействия коррозии.
- ЖБЛ для монтажа водоотводных каналов. Такие элементы используются при прокладке дренажных, коллекторных и канализационных конструкций. Они широко эксплуатируются в строительстве жилых сооружений, при обустройстве парков, а также при прокладке водоотводных каналов автомобильных и железных дорог.
- ЖБЛ для проведения кабельной проводки. Они играют роль защитного кожуха, предохраняя электрокабель от воздействий почвы.
Цены на изделия
В дополнение к лоткам могут понадобиться бетонные или металлические крышки или решетки, пескоуловители, торцевые заглушки, корзины для мусора.
Производители часто предлагают купить вместе с элементами системы специальный герметик для заделки швов. Крышкой у крупногабаритного изделия может быть специальная железобетонная плита — лотковое перекрытие.
Стоимость желоба зависит от его размеров, класса нагрузки, наличия в комплекте крышки или решетки и ее типа, объема партии (есть оптовые скидки), способа изготовления — вибропрессованные изделия дороже вибролитых. Цена по состоянию на апрель 2021 г. начинается от 200 руб. за шт. (стандартная длина 1 м) и может достигать 40 000 руб.
Описание
Ж/б конструкции выпускаются на основании ГОСТа 13015.0-83. Государственный стандарт регламентирует основные параметры ЖБЛ, нормы производства и эксплуатации строительных материалов.
Согласно документу, изделия из бетона после изготовления должны обладать высокими показателями и иметь следующие качества:
Водоотводные лотки.
- повышенную термо- и гидроизоляцию;
- морозостойкость;
- высокий уровень стойкости к любым нагрузкам;
- водонепроницаемость;
- устойчивость к агрессивным факторам и грунтовым водам;
- надежность.
Бетон, из которого выпускают лотки, должен отвечать таким требованиям:
- Марка — не менее 300.
- Предел прочности — свыше 70 МПа.
- Размер гранул наполнителя — до 15 мм.
- Отсутствие поверхностно-активных добавок при изготовлении смеси.
Теплотрассовые каналы накрываются бетонными крышками для быстрого устранения аварии, возможной в процессе работы системы теплоснабжения.
Шлюзы по методу укладки подразделяются на подвиды:
- КЛ. Оборудованы специальными перекрытиями.
- КЛп. Изготовлены с крышками и опирающимися на них железобетонными блоками.
- КЛс. Желобная система с опирающимися друг на друга блоками, скрепленными с помощью швеллеров.
Монтаж блоков выполняется в канаве на подушке из песка. Изделия должны плотно соприкасаться с землей, это влияет на надежность конструкции. Стыки заливаются раствором. На структурно-неустойчивом грунте пользуются битумом или другой пластичной гидроизоляцией.
Для равномерности нагрузки и во избежание перекосов землю засыпают с 2 сторон одновременно. При эксплуатации блоков на территориях с агрессивными факторами фасад следует покрывать защитным слоем специального раствора.
Жб лоток для инженерных коммуникаций.