Изыскания судей.
В рамках рассмотрения дела № А31-1084/2018 судьи заявили: вопрос о том, относятся ли чердаки к общему имуществу МКД для исчисления платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, должен решаться в соответствии со ст. 36 ЖК РФ. Кроме того, следует выяснить, учтена ли площадь чердаков органом тарифного регулирования при расчете норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды.
Какие сведения учел орган тарифного регулирования?
Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в письме от 30.10.2018 указал, что при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД им были направлены в ОМСУ и управляющие компании запросы о предоставлении сведений о площадях помещений МКД, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. Расчет нормативов коммунальных услуг по электроснабжению выполнен по представленной информации муниципальными образованиями и управляющими компаниями.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму от 27.02.2017 общество (ответчик) в целях определения нормативов потребления коммунальной услуги направило в департамент сведения об общих площадях помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (согласно установленной форме), исходя из сведений, указанных в паспорте МКД. В форме, по которой общество представило в департамент сведения, отраженные в технических паспортах, об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, отсутствуют отдельные графы, содержащие данные о площади чердаков. Данный факт, по мнению АС ВВО, не свидетельствует об исключении площади чердаков из состава общей площади помещений.
Важно ли освещение чердаков?
Наличие чердаков подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами и актами обследования чердачных помещений в спорных МКД и обществом не оспаривалось. Отсутствие осветительных приборов, как и неэксплуатация указанных мест общего пользования (чердаков), не исключает техническую возможность использования чердаков и установления в них освещения.
Какую информацию УК предоставила РСО?
Общество в письме от 28.06.2017 предоставило РСО (истцу) сведения о площадях мест общего пользования в МКД, в том числе чердаков, которые впоследствии были учтены организацией при расчете стоимости электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.
Вывод судей
Общество, добровольно принявшее на себя обязательства по управлению жилыми домами, обязано обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению актуальной технической документации на спорные дома, в том числе сведений о площади помещений, входящих в состав общего имущества, и его составе по видам помещений. Невыполнение обществом возложенных на него обязанностей не может служить основанием для освобождения его от оплаты поставленного ресурса.
Следовательно, оснований для исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, площадей чердаков для целей определения объема электроэнергии на общедомовые нужды в домах, не оборудованных ОПУ, не имеется (Постановление АС ВВО от 31.05.2019 № Ф01-1362/2019 по делу № А31-1084/2018).
* * *
При расчете объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества (общедомовые нужды) домов, не оборудованных ОПУ, должна учитываться площадь общедомового имущества, включающая в себя в том числе площадь чердаков. Причем при установлении норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды орган тарифного регулирования также должен учесть эту площадь. Соответствующую информацию он может получить, в частности, от УК, которые должны учитывать, что площадь чердаков включается в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (но только в целях определения норматива потребления электрической энергии на ОДН).
Кстати, Минстрой отмечает, что имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН с нарушениями в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в МКД. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам ГЖН в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.
В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 23.11.2018 № 306-КГ18-18936.
В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 19.08.2019 № 301-ЭС19-12546.
Что такое электроэнергия ОДН
Проводимая в последние 10 лет на территории Российской Федерации реформа жилищно-коммунального хозяйства включает повсеместный монтаж в многоэтажках общедомовых приборов учета электрической энергии. На сегодняшний день они уже имеются в подавляющем большинстве домов.
Наличие общедомового счетчика влечет изменение порядка оплаты жителями использованной электрической энергии. Помимо ресурса, потребленного внутри квартиры, собственники жилых и нежилых помещений обязаны оплачивать снабжение мест общего пользования (МОП).
Нововведение привело к неутихающим конфликтам собственников квартир с коммунальщиками по поводу обоснованности и необходимости платы за электроэнергию по такой схеме: потребление ресурса по показаниям индивидуальных приборов учета и часть того, что израсходовано на общедомовые нужды.
Граждан, столкнувшихся с этой проблемой, интересуют ответы на следующие вопросы: обязаны ли собственники помещений в многоквартирном доме оплачивать электроэнергию МОП? Что могут предпринять жители для уменьшения счетов за ресурс, потребленный на общедомовые нужды?
Начать следует с пояснения термина «Электроэнергия МОП». Под ним понимается ресурс, израсходованный на:
- Работу осветительных приборов в местах общего пользования (подъезды, подвалы, технические помещения и др.);
- Функционирование общедомового оборудования (телевизионные антенны, насосы и пр.);
- Потери внутри дома.
Что по поводу необходимости оплаты собственниками электрической энергии МОП говорит действующее законодательство? П. 4 ст. 30 и п. 1 ст. 36 ЖК, а также п. 4 ст. 209 и ст. 210 ГК Россиийской Федерации гласят, что бремя содержания принадлежащего им общедомового имущества несут собственники.
ПП РФ № 307 от 23 мая 2006 г. утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг», 7 пункт которых разъясняет, что владельцы квартир и жилых домов оплачивают услуги ЖКХ, поставленные ресурсоснабжающей организацией, на основании показаний общедомовых (коллективных) счетчиков. Это касается и электроэнергии.
Нормативно-правовая база Российской Федерации однозначно говорит о том, что оплачивать электрическую энергию МОП (долю, пропорциональную занимаемой площади) обязаны все собственники жилья в многоквартирном доме.
Каким образом коммунальщики пересчитывают затраты на общедомовые нужды на каждого владельца квадратных метров? Какие шаги предпринять для снижения доли общедомовых расходов на каждого жителя?
Понятие
Если говорить коротко, то это плата за обслуживание общего хозяйства дома, то есть того имущества, которым жильцы, и собственники, и наниматели, владеют совместно, пользуются им сообща.
Например, у дома есть прилегающая к нему территория.
Никому по отдельности она не принадлежит, это общее хозяйство. Его нужно обихаживать, содержать в порядке и чистоте.
Чем и занимается УК или иная нанятая собственниками жилья организация. Плата за обслуживание распределятся пропорционально между жильцами.
Правда, непосредственно к общедомовым нуждам эта услуга не относится и выделяется в квитанциях в отдельную строку, но суть ее от этого никак не меняется.
Общедомовыми нуждами называются услуги (коммунальные), которые предоставляются жильцам при использовании и содержании общедомового имущества.
К такому имуществу законодатель (согласно ЖК ст. 36) отнес:
- Лестничные площадки.
- Лестницы.
- Лифтовое хозяйство, включая сами лифты, шахты.
- Иные связанные с домом конструкции.
- Коридоры. Технические этажи.
- Чердаки, подвалы.
- Инженерные коммуникации.
- Оборудование, которое обслуживает более одного помещения.
- Крыши.
- Помещения, которые не принадлежат отдельно взятому собственнику, а служат для удовлетворения бытовых или социальных потребностей, например, расположенный в доме спортзал.
- Конструкции, несущие, а равно и ненесущие, ограждающие.
- Земельный участок, на котором расположен дом.
Все это имущество следует содержать в надлежащем порядке, предоставляя коммунальные услуги, связанные с водоснабжением (ГВС), подачей электроэнергии, газа, тепла и т. д.
К ОДН относят:
- технические потери в инженерных коммуникациях (внутридомовых) водоснабжения, электричества, газа, тепла, оборудования дома. В их число входят потери, которые возникают при авариях, промывках систем, заполнения их, испытаний;
- уборка, очистка (санитарная и гигиеническая) общедомовых помещений;
- благоустройство придомовых территорий, содержание их;
- освещение подъездов, а так же чердаков и подвалов, подвалов, обеспечение их теплом;
- работа лифтов, другого оборудования, например, домофонов.
Понятие и состав ОДН
Общедомовые нужды по электроэнергии – это мощность, израсходованная на потребности многоэтажки.
Показания поквартирных счётчиков в этом случае исключаются.
Ресурс в помещениях, не оснащённых прибором, высчитывается пропорционально площади от общего объёма электропотребления. В ОДН включают:
- освещение чердачных и подвальных комнат, лестничных пролётов, подъездов и тамбуров, технических помещений;
- энергию, затрачиваемую на работу лифтов, помп и домофонов;
- электричество для видеокамер и телевизионных антенн,
потери внутридомовой распределительной сети.
Иные расходы учитывать в ОДН запрещено.
Если часть ресурса утекает в неизвестном направлении – затраты ложатся на управляющую организацию.
Нормативная база по ОДН
В 2017 году начисление оплаты за использованную электроэнергию регулируется такое нормативной базой:
- Федеральный Закон №176-ФЗ от 29.06.2015 г.
- Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении».
- Постановления Правительства №344 и №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Однако практика показала, что вынесение платежа за ОДН в счетах на оплату услуг ЖКХ вызывает множество вопросов от собственников, которые не понимают, что это такое и не в курсе, с помощью каких механизмов ведётся такой расчёт. В результате значительную часть работы коммунальных служб составила работа по ответам на огромное количество жалоб и вопросов, а также расшифровке этой строки в квитанциях. Поэтому, дабы избежать напряжения в обществе и избежать ситуации, когда собственники просто-напросто отказываются оплачивать непонятные, по их мнению, расходы, Государственная Дума РФ в 2015 году приняла Закон, который предусматривает, что строка ОДН из квитанций на оплату коммунальных услуг должна исчезнуть. Однако вступление закона в силу было перенесено на 01.01.2017 г., т.к. с реализацией в нужные сроки у управляющих компаний могли возникнуть серьёзные трудности.
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
+7 (499) 938-87-35 Москва, Московская область
+7 (812) 467-34-81 Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (800) 333-89-17 Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)
Как производится расчет на каждого потребителя
Существует два разных способа исчисления платежа на каждого потребителя. Они отличаются точностью конечной суммы. Выбор зависит от наличия общего прибора учета расходов электроэнергии в МКД.
Если есть общедомовой счетчик
При наличии показаний из двух источников расчеты проводятся по такой логике:
- Подсчитывается совокупный расход света всех квартир за месяц.
- Из показаний общедомового прибора учета вычитается совокупный расход жителей.
- Полученная суммы делится на все квартиры с учетом их общей площади.
Таким образом, каждый человек получает платежку с точными данными о расходовании электричества за предшествующий месяц
Некоторая несправедливость данного способы состоит в том, что при распределении расходов во внимание принимается площадь квартиры, а не количество прописанных людей. Однако данный способ более приемлем для пользователей ввиду его точности
Подсказка: трудность использования общедомовых показаний состоит в необходимости собирать показания квартирных приборов учета. Без таковых вычислить показания не представляется возможным.
Необходимо знать, что коммунальные службы ориентируются не на точные цифры расхода ресурса, а на внутренние формулы потребления. По данным за последние двенадцать месяцев они определяют средний расход. Исходя из его значения начисляют платеж за предшествующий период.
Если общего прибора в доме нет
Отсутствие точного учета потребления ресурса приводило до начала 2017 года к повышению начислений за электричество на ОДН до уровня в 30%. Таковое не соответствует реальным показателям расходования ресурса. Поэтому Правительство РФ внесло в методику следующее изменение:
- власти субъектов федерации обязаны установить повышающие коэффициенты для зданий разного типа;
- таковые должны быть доведены до сведения:
- коммунальных служб, осуществляющих начисление сумм за потребленные ресурсы;
- населения.
Таким образом, власти пошли по пути унификации начислений. Использование повышающего коэффициента не отражает реальные расходы электричества. Однако правило позволяет ограничить коммунальщиков в размерах сборов на общее потребление.
Формула подсчета
Для определения суммы платежа с каждой квартиры необходимо установить относительную площадь используемого полезного пространства. Делается это по формуле, приведенной в правительственном постановлении. Она такова:
Рож = Норм х Поо х (Пкв / Поб), где:
- Норм — коэффициент, установленный правительством региона для данного типа здания;
- Поо — площадь общего пользования;
- Пкв — размер квартиры;
- Поб — площадь всего здания.
Формула содержится в Приложении 2 к Постановлению Правительства РФ № 354 (возможны изменения).
Общий порядок
Согласно п. п. 4, 6.1, 7 ст. 155 ЖК РФ, когда управление МКД осуществляется УК, собственники и наниматели помещений в МКД вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги именно ей.
При этом УК осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми она заключила договор на поставку коммунальных ресурсов.
В соответствии с п. 3 Требований к расчетам за коммунальные ресурсы <1> расчеты за ресурсы, поставленные для предоставления коммунальных услуг на ОДН в МКД, осуществляются по правилам данного документа, если иное не определено в договоре ресурсоснабжения. Порядок заключения договоров ресурсоснабжения регламентирован в Правилах заключения договоров с РСО <2>.
<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253.<2> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.
В силу п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники и наниматели помещений в МКД могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД) в адрес РСО. При этом внесение платы за коммунальные услуги РСО признается выполнением собственниками и нанимателями своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед УК, которая в свою очередь отвечает перед ними за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Следовательно, собственники при принятии такого решения обязаны сообщить о нем УК и РСО.
При этом обратим внимание, что независимо от того, кому вносится плата (напрямую РСО или же УК), обязанность рассчитывать плату за коммунальные услуги возложена на их исполнителя (пп. “г” п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг ), тем более что информацию, необходимую для расчета платы, потребители обязаны представлять именно исполнителю (пп
“в”, “з” п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг), ведь они не состоят в правоотношениях с РСО. Иными словами, из нормативных актов следует, что при принятии собственниками решения производить оплату напрямую РСО последняя не получает от жителей информации, необходимой для расчета платы и составления платежных документов, и не выставляет сами документы
31 Правил предоставления коммунальных услуг ), тем более что информацию, необходимую для расчета платы, потребители обязаны представлять именно исполнителю (пп. “в”, “з” п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг), ведь они не состоят в правоотношениях с РСО. Иными словами, из нормативных актов следует, что при принятии собственниками решения производить оплату напрямую РСО последняя не получает от жителей информации, необходимой для расчета платы и составления платежных документов, и не выставляет сами документы.
<3> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Согласно п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать Правилам предоставления коммунальных услуг.
При этом УК, осуществляющая управление МКД, не вправе отказываться от заключения в соответствии с требованиями законодательства договора с РСО. А в случае непосредственного управления МКД собственники помещений в нем не могут отказываться от заключения договоров с РСО на снабжение коммунальными ресурсами.
Таким образом, согласно названным нормам, если управление МКД осуществляет УК, именно она является исполнителем коммунальных услуг и ей же вносится плата за коммунальные услуги. Плату получает РСО в том случае, если собственники приняли решение производить оплату напрямую, но при этом оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД, должна производиться в адрес УК.
Однако следует отличать оплату собственниками помещений в МКД коммунальных услуг напрямую РСО от заключения ими договора на снабжение коммунальными услугами напрямую с РСО.
Какова ситуация в 2022 году: норматив за воду
Расчетные показатели устанавливают каждый месяц. Размеры: 0,029-0,067 кубометра на квадратный метр.
ОДН за воду:
- чистка лестницы и площадок в подъезде;
- полив полисадника и газона возле дома;
- трата воды при ремонте отопительных систем;
- другие показатели.
Согласно нормам объем воды для влажной чистки подъезда и ухода за системой отопления предусматривается два раза в год.
Норматив на потребление электроэнергии в 2022 году
Применяется количество электроэнергии для освещения подъезда и территории около многоквартирного дома.
На размер суммы для оплаты влияют факторы:
- количество этажей в доме;
- наличие лифта;
- установлен ли домофон;
- установка усилителей связи;
- технические особенности оборудования, установленного в доме.
Показатели устанавливаются от 2,84 до 11,17 киловатт-час на квадратный метр за каждый месяц.
Составляющие платы за электроэнергию:
- обслуживание домофона и лифтов;
- работа насосов снабжения водой;
- работа сигнализаций;
- освещение чердаков и подвалов;
- расходы электроэнергии при работе оборудования.
Расчет при наличии общедомовых счетчиков
Согласно статье 544 ГК РФ оплату энергии производят за фактически принятое потребителем количество энергии в соответствии с показателями приборов учета.
Для расчета нормативов потребления энергии, которая тратится на общедомовые нужды, специалисты установили в многоквартирных домах общедомовые счетчики.
Приборы учета показываю количество поступающих ресурсов и количество ресурсов, которое тратится жильцами (согласно показаниям индивидуальных приборов учета электроэнергии, воды и так далее).
За основу взяли все общие площади дома, жилые площади и тариф на электроэнергию, который применяется в конкретном регионе.
Итак, ОДН=разность общедомового объема и объема, расходованного в жилых и нежилых помещениях по приборам учета и нормативам (при отсутствии счетчиков). Также необходимо вычесть величину “вычет”.
V Вычет — объем ресурса, который используется за расчетный период исполнителем при производстве другой коммунальной услуги:
- Vi одн = (V об − Σu Vu неж. − Σv Vv жил.н. − Σu Vw жил.п. − V кр) умноженное на (Si ∕ S об);
- V об — показания общего счетчика;
- Vu н — количество растраченной электроэнергии в нежилых квартирах;
- Vv жил.н — потребление квартирой, которая не оснащена индивидуальными счетчиками;
- Vw жил.п — потребление квартирой, которая оснащена индивидуальными приборами учета;
- V кр — количество энергии, которая была использована исполнителем коммунальных услуг, чтобы произвести отопление и горячее водоснабжение (в тех домах, которые не оснащены централизованным предоставлением данных ресурсов);
- Si — площадь квартиры;
- S об — площадь всех жилых помещений дома.
Для того чтобы начислить квартплату по данным формулам управляющие компании и ТСЖ чаще используют специальное программное обеспечение с содержанием в себе набора необходимых формул расчета ОДН, а также учитывают требования местного законодательства.
Расчет ОДН помог оптимально распределить работу по введению новых норм и подтолкнул УК и ТСЖ провести процедуру ресурсосбережения. Вся кампания установки общедомовых приборов учета воды и электричества сказалась на общей экономии коммунального ресурса.
Если значение ОДН отрицательное или нулевое, то потребленный объем по общедомовому счетчику равен или меньше суммированного по значениям индивидуальных приборов учета объема.
Подобное возможно, когда в нескольких квартирах многоэтажного здания приборы не устанавливали, жильцы платят по нормативу. Фактическое потребление их меньше.
Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик должен пересчитывать, разделив ее между потребителями и жильцами.
Берут значение, пропорциональное проживающим в определенной квартире лиц или размеру общей площади. Алгоритм оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.
Формула расчета без общедомового счетчика
Vi одн.5 = N одн × S ои × (Si ∕ S об):
- N одн — норматив потребления электроэнергии, который установили власти субъекта страны;
- S ои — площадь всего общедомового имущества;
- Si — площадь квартиры;
- S об — суммарная площадь квартир в здании (жилых и нежилых).
Собственники, не установившие прибора учета, оплачивают услуги с повышающим коэффициентом 1,5.
Нормативы в разных субъектах РФ
Какой норматив установлен государством? Нормативы ОДН по электроэнергии различаются в разных регионах РФ, так как их размер устанавливается органами гос. власти субъекта федерации.
Также размер норматива зависит от оснащения дома различными приборами, потребляющими электроэнергию (лифты, насосы подачи воды, насосы отопления и прочее). Также значение имеет этажность МКД.
Указанные нормативы приходятся на 1 м2 площади помещений, относящихся к общему имуществу.
В Ростовской области:
- 0,6 кВт/ч за дом без лифта;
- 1,7 кВт/ч в доме, оснащенном лифтом;
- наличие насоса прибавляет 0,9 кВт/ч к нормативу.
В Саратовской области установлены такие нормативы:
- от 0,59 до 2.12 кВт/ч в зависимости от этажности за освещение;
- 2,44 кВт/ч в 6-9 этажных, 2,74 в 10-этажных и выше домах за лифт;
- от 0,97 до 2,41 кВт/ч за насосное оборудование в зависимости от количества этажей в доме.
В Московской области нормативы складываются в зависимости от наличия дополнительных приборов, потребляющих электроэнергию:
- от 0,57 до 2,99 кВт/ч в зависимости от этажности (от 1-2 этажей до 16 и более) за осветительные приборы;
- от 0,25 до 0,57 кВт/ч за насосы и аппаратное управление насосами холодного водоснабжения в зависимости от этажности;
- от 1,19 до 1,58 кВт/ч в домах, оснащенных лифтами, в зависимости от их грузоподъемности и этажности дома;
- от 0,04 до 0,28 кВт/ч в зависимости от этажности и так далее.
По этой причине размеры оплаты за ОДН по электроэнергии могут значительно различаться как в одном городе/регионе, так и среди различных субъектов федерации РФ.
Новое в блогах
Например, в Магаданской области сложилась обширная судебная практика по этому вопросу. За последние два года прокуратура в массовом порядке оспорила в судах действия ОАО «Магаданэнерго» по начислению и взиманию с нанимателей и собственников квартир оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды. Все суды прокуратура выиграла (в частности, АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.04.2022 ПО ДЕЛУ N 2-84/2022, 33-423/2022; АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.09.2022 N 33-873/2022 ПО ДЕЛУ N 2-2546/2022; АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29 АПРЕЛЯ 2022 ГОДА ПО ДЕЛУ № 2-824/2022, № 33-449/2022; АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28 АВГУСТА 2022 ГОДА ПО ДЕЛУ № 2-2617/2022, № 33-817/2022).
Прокуратура Магаданской области подчеркивает: « Согласно требованиям статьи 155 Жилищного кодекса РФ при наличии в доме управляющей компании или товарищества собственников жилья плата за общедомовые нужды может начисляться и взиматься только указанными организациями. Ресурсоснабжающие организации не вправе взыскивать плату за ОДН непосредственно с граждан, за исключением случая непосредственного управления домом собственниками помещений. Эти нормы законодательства носят обязательный характер без предоставления альтернативы. Законодатель не зря разделил плату коммунальной услуги на две составляющие – непосредственно потребленный объем и использованный на общедомовые нужды. Объем коммунальных услуг по электроснабжению, горячему и холодному водоснабжению, потребленных в жилом помещении, напрямую зависит от проживающих в данном помещении граждан, поэтому закон предоставляет право выбора между управляющей организацией или РСО. Объем коммунальных услуг на общедомовые нужды напрямую зависит от надлежащего исполнения обязанностей по содержанию общедомовых инженерных сетей и оборудования, от своевременного выявления несанкционированных подключений, устранения утечек, проведения мероприятий по энергосбережению – обязанностей, возложенных на управляющую организацию или ТСЖ. Ресурсоснабжающие организации не управляют многоквартирными домами и, следовательно, не отвечают за состояние общедомовых инженерных сетей. Они заинтересованы в оплате общего количества поставленного ресурса и не связаны перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами. Следовательно, ресурсоснабжающие организации не спешат выявлять несанкционированные подключения, неисправности в сетях, поскольку свои расходы они возместят платой за общедомовые нужды. Логика закона очевидна – граждане должны оплачивать ОДН своим управляющим организациям или ТСЖ и наделены правом требовать отчета об обоснованности начисленной платы и принятых мерах по снижению объема ОДН. Управляющая организация должна самостоятельно оплачивать ресурсоснабжающей организации энергозатраты на ОДН и включать указанные расходы в счета на оплату коммунальных услуг жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Указанная позиция подтверждается многочисленной судебной практикой Хабаровского края, Оренбургской области, иных регионов РФ».
Схема расчета затрат ОДН в 2021 году
Нормативные правовые акты, которые касаются общедомовых нужд, устанавливаются властями региона, соответственно в разных регионах могут быть разные нормы. Но в любом случае жильцы должны оплачивать только существующие нормативы .
Составляющие общих домовых нужд
В итоге жильцы смогут понять, сколько стоит обслуживание общих помещений и территорий дома. Вероятно, такой подход поможет многим жителям не только понять саму структуру формирования затрат на общее имущество, но и найти более экономичные варианты использования ресурсов дома, возможно, потребующие дополнительных вложений, но безусловно способные сделать жизнь в доме более комфортной.
Тем не менее, данное письмо носило рекомендательный характер и не было принято всеми областями к исполнению. Поэтому летом власти приняли закон от 29.07.2017 N 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса РФ…», в котором официально утвердили положения о приоритете показателей приборов учета в формировании платежей за ОДН.
Но нормативы были обновлены не во всех регионах, а некоторые жилищные компании, воспользовавшись нововведениями, не уменьшили платежи своих жильцов, а увеличили. В связи с многочисленным жалобами, Минстрой в феврале направил всем главам субъектов письмо № 4275 от 14.02.2017 с разъяснениями. В письме пояснялось, что если в доме установлены общие счетчики и расход ресурсов по факту выходит меньше, чем по установленным нормам, жильцы платят по счетчикам. Если же по счетчикам расход больше, чем указан в нормативах, жильцы оплачивают только фиксированную сумму нормы, а за превышение платит УК. То есть владельцы квартир не обязаны оплачивать больше, чем установлено за норму, но имеют право на уменьшенные платежи в случае экономии ресурсов.
Если общедомовой счетчик отсутствует
Расчет суммы оплаты общедомовых нужд в 2021 году осуществляется посредством двух способов
Основной критерий, которому уделяется внимание – наличие/отсутствие общедомового учетного прибора на территории МКД. Для этого применяются специальные формулы и нормы, которые прошли утверждение силами правительства, применяется общий принцип, зависящий от ряда факторов. С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам
Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды
С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.
Что входит в затраты на ОДН
Что это такое — ОДН в квитанции на квартиру? Это плата за коммунальные услуги, затраченные на общие нужды в многонаселенном доме. В частности это расходы за водоснабжение, водоотведение, электричество, газоснабжение, отопление. Все эти ресурсы используются жителями для обеспечения своего общего быта в доме.
Вода, затраченная на общедомовые нужды, что это такое? В это понятие входит предоставление услуги по снабжению водой, а также ее отведению для общих нужд дома. К примеру, расходование воды из крана, находящегося снаружи дома и предназначенного для полива газона перед домом.
По холодной воде
Затраты на ОДН по холодной воде включают в себя:
- наведение порядка в подъезде, орошение водой цветников;
- видимые протечки в подвальном помещении;
- протечки в квартирах, необорудованных приборами учета, в которых собственники расходуют воду, превышая норматив;
- неоплаченные кубометры воды, получающиеся из-за недобросовестной передачи показаний счетчиков, указанных в квартирах;
- незаконные подключения к дому посторонних строений (например, продуктового киоска).
По горячей воде
Министерство регионального развития РФ разъясняет, что, несмотря на то, тратится или нет горячая вода на общие потребности в МКД, расчеты все равно по ней производятся во всех домах:
- из разницы в объемах использования горячей воды по общедомовому прибору учета и объему ее использования в помещениях МКД;
- по нормативу горячей воды на общие потребности дома.
По электричеству
Что такое электроснабжение, затраченное на ОДН? Начисление платы по электроэнергии на общедомовые нужды для многоэтажки происходит на основании произведенных затрат на содержание подъездов и обслуживание территорий, относящих к дому, а именно:
- работу лифтов;
- функционирование домофонов;
- видеонаблюдение;
- освещение в подвалах, подъездах, чердаках и иных общих помещениях, площадках возле дома;
- поддержание противопожарных систем и других сигнализаций.
Сколько должны платить жильцы по ОДН
Изучив закон, становится ясно, что общедомовые нужды должны оплачиваться в пределах нормативов. При этом совершенно не запрещено вносить плату ниже норматива. Практически все управляющие компании (УК) уже приняли данные нормы закона и используют их в своей работе.
Расчет осуществляется следующим образом:
- Снимаются показатели общедомового счетчика.
- Рассчитывается объем услуги по индивидуальным счетчикам.
- Определяется разница между двумя показателями, которая сравнивается с нормативами.
- Если полученная сумма разницы превышает норматив, то учитывается максимальное его значение, которое делится между всеми жильцами.
- Если полученная сумма ниже, то жильцы могут сэкономить и оплатить за фактическое потребление.
Если в доме не установлены счетчики, то жители дома должны платить по утвержденным нормативам. В таком случае управляющая компания не учитывает общие показания счетчиков.
Кто устанавливает нормативы
Многие жильцы задают вопрос: кто устанавливает нормативы, и какие факторы при этом учитывают? Ответ простой – региональные власти. В каждом регионе представители власти рассчитывают свои тарифы.
Важно учитывать, что если после 1 июня 2017 нормативы не установлены, то управляющая компания имеет право использовать нормативы, которые были актуальны на 1 ноября 2016 года. К примеру, в Удмуртии во многих домах действуют нормативы, которые были утверждены еще в 2013 году. В Белгородской области действуют тарифы 2015 года
Отличилась Москва, где управляющие компании используют нормативы от октября 2016 года
В Белгородской области действуют тарифы 2015 года. Отличилась Москва, где управляющие компании используют нормативы от октября 2016 года
К примеру, в Удмуртии во многих домах действуют нормативы, которые были утверждены еще в 2013 году. В Белгородской области действуют тарифы 2015 года. Отличилась Москва, где управляющие компании используют нормативы от октября 2016 года.
Определяя нормативы, учитывают:
- Год постройки;
- Количество этажей;
- Тип отопления в доме;
- Канализацию;
- Наличие унитаза и размер ванной комнаты;
- Датчики движения в коридоре;
- Наличие энергосберегающих лампочек;
- Какая входная дверь.
К примеру, в одном доме во дворе нет детской площадки и клумб. УК установила фонари у дома, которые реагируют только на датчик движения. В другом доме есть детская площадка, которая освещается 24/7. Также посажено много цветов, деревьев и налажен постоянный полив. Получается, что второй дом потребляет больше света и воды. В результате этого нормативы для него должны быть выше. Задача региональной власти – это учесть все показатели и определить нормативы для каждого региона или порой дома.