Уровень IQ и гениальность: есть ли связь?
Проходя обучение в старших классах, дети обязательно участвуют в тестировании, которое определяет уровень IQ. Это распространенная практика, которая успешно применяется во многих странах. По незнанию, многие родители утверждают, что дети с высоким уровнем IQ являются настоящими гениями. Однако, это заблуждение, которое ученые уже давно смогли опровергнуть.
Действительно, вероятность того, что человек с высоким уровнем интеллекта окажется гением, имеется. Вот только это, скорее, исключение из правил, чем правило. Как ни странно, но у многих гениев возникают проблемы во время обучения. Все дело в их нестандартном мышлении.
Примечательно, что не все гении успешно проходят стандартный тест на IQ. Как только эта закономерность была выявлена, ученые предприняли попытку создать тест, который помог бы выявить гения. Необходимо отметить, что создание такого теста заняло достаточно много времени.
Причиной столь длительной задержки стало то, что само явление гениальности не слишком хорошо изучено. Следовательно, создавать алгоритм, который позволил бы ее определять, сложнее. Но в конечном итоге ученые справились с этой непростой задачей.
«Непослушака» — спортивный гений
Главное качество в спортсмене — стрессоустойчивость. Только упорство и воля к победе дают возможность получить в спорте хорошие результаты. Если ребенок не реагирует на ваши замечания и даже под угрозой наказания продолжает гнуть свою линию — эти качества в нем присутствуют.
Детей, которые будут успешны в спорте, можно распознать еще с грудничкового возраста. Например, если ребенок пытается построить башню из кубиков, которая постоянно падает, или, уже покраснев от усилий, он второй час пытается сдвинуть с места стену — у него есть упорство и желание добиться своего, а значит даже проигрыши, которые обязательно будут, не станут преградой на пути к достижению его цели.
Модник — будущий изобретатель
Дети, которые в будущем могут стать талантливыми изобретателями, в детстве очень придирчивы к себе. Они еще со времен детского сада любят вещи, которые красивы в их понимании. Они часами могут стоять у зеркала, примеряя не только свою одежду, но и перебирая гардероб родителей.
Причина такого поведения — развитое визуально-пространственное мышление. Такие дети примеряют на себя различные образы, среди которых ищут тот, который соответствует картинке, нарисованной их воображением.
Дети, способные совершить прорыв в какой-то области, легко придумывают истории, опираясь на рисунки, и легко воспринимают информацию из таблиц и карт. Например, они быстро находят нужный рейс на табло в аэропорту, легко читают маршрут по навигатору и сами любят рисовать карты сокровищ.
Тараторка — успешный общественный деятель
Быстрая речь и беспрестанные разговоры — показатели высоких умственных способностей ребенка. Быстро и много может говорить тот ребенок, у которого большой словарный запас, но при этом в силу своего возраста он не умеет еще четко формулировать свои мысли. Чаще всего такие дети начинают говорить сразу фразами или соединять в одно предложение подлежащее и сказуемое, например: «Дай пить» или «Пошли гулять».
В будущем такие дети мастерски овладевают словом, поэтому из них часто получаются успешные писатели или журналисты, а также общественные деятели и активисты, способные вести за собой массы.
Повелитель электричества
По мнению психологов, между гениальностью и сумасшествием очень тонкая грань. Гении опережают время, в котором живут, поэтому их мысли, идеи, открытия современники зачастую воспринимают как бред. Яркий тому пример — Никола Тесла. Во время его знаменитых экспериментов с электричеством наблюдатели очень часто от страха падали в обморок, а потом говорили, что он продал душу дьяволу. Имя Николы Теслы, серба по национальности, окружено легендами и мифами. Каким из них можно верить?
Вы бывали на шоу с электричеством? Семиметровые разряды молнии, раскаты грома, электрическая дуга напряжением в полтора миллиона вольт — и всё это на глазах у изумлённой публики. Сложно представить более зрелищное шоу. Кажется, что артисты укротили саму природу, а всё происходящее на сцене нереально. На самом деле и артисты, и зрители в полной безопасности, а программа представления не нарушает, а, напротив, доказывает законы физики.
А теперь представьте себе похожее шоу, но не в XXI веке, а в начале XX-го. Даже в наши дни от такого зрелища зашкаливают эмоции, а тогда люди просто падали в обморок от ужаса. Первым в истории гром и молнии покорил Никола Тесла — знаменитый мистификатор и гениальный учёный.
Однажды он пропустил по собственному телу ток в 2000000 вольт. Томас Эдисон назвал его сумасшедшим и удивлялся, что после подобного опыта тот не превратился в горстку пепла. Сегодня мы знаем, что высокочастотный ток идёт лишь по поверхностным покровам, не убивая человека. Но в те годы подобный трюк представлялся волшебством.
Как это возможно, чтобы человек обладал знаниями, настолько опережающими время? Наблюдающие за гениями психотерапевты уверены, что таланты гениев соседствуют с безумием. Никола Тесла являлся поборником евгеники — того самого учения, которое взяла на вооружение нацистская Германия. Он считал, что физически и психически неполноценные люди не должны размножаться.
Откуда у гениального изобретателя появились такие радикальные мысли? Как в одной личности переплелись гениальность и злодейство? И правда ли, что Тесла мог стереть с лица Земли весь людской род, а однажды даже попытался сделать это? Никола Тесла — кто же он в большей степени: гений или злодей?
30 июня 1908 года в Центральной Сибири прогремел взрыв, уничтоживший всё живое в радиусе сорока километров. Исследователи предположили, что причиной взрыва стал метеорит. Но была и другая версия, согласно которой в происшествии виновен учёный Никола Тесла, известный всему миру своими гениальными открытиями и сумасшедшими идеями. Поэтому в Тунгусском феномене могли быть задействованы его «лучи смерти». И если это действительно дело рук Теслы, то как его гениальность могла ужиться с изобретением и использованием смертоносного оружия? Ответа нет.
Что такое гениальность
Гениальность в психологии – это высшая форма развития интеллектуальных и (или) творческих способностей. Гениальность – это высшая форма деятельности, когда человек сам создает что-то новое, творит, определяет закономерности, выводит новые формулы. В мыслях гениального человека нет границ. Он постоянно фантазирует, придумывает, выделяется из толпы. Гений никогда не подчиняется общему мнению, не идет за большинством.
Гений – это человек с творческой (интеллектуальной) одаренностью. Личности с таким качеством отличаются самодостаточностью, наделены талантами в одной или нескольких сферах. Каково значение слова «гений»? Термин образован от латинского слова genius, что означает «рождать, производить». Таким образом, гений – это человек с высшим уровнем развития творческих и интеллектуальных способностей, которые помогают создавать, «рождать» что-то новое, значимое для общества.
Одаренность, талант, гениальность
Гениальность – следующая стадия развития таланта. Талант – это один из уровней развития способностей. Всего их три: одаренность, талант, гениальность. Сами способности тоже требуют развития, они вырастают из задатков.
Дадим определение каждому из понятий:
- задатки – это психофизиологические особенности, которые создают базу для развития способностей;
- способности – это свойства личности, помогающие добиваться успеха в одном или нескольких видах деятельности;
- одаренность – это потенциально высокие способности, позволяющие добиться выдающихся результатов в одной или нескольких сферах;
- талант – это выдающиеся способности в одном виде деятельности, позволяющие при помощи нестандартных решений добиваться успеха;
- гениальность – это высший уровень проявления интеллектуальных и (или) творческих способностей.
Главное отличие гениальности от таланта в том, что она сама проявляет себя. Хотя это третий уровень развития способностей, потенциал человека заметен с рождения.
Талант и гениальность
Каждый человек наделен каким-либо талантом, но не каждый человек гениален. Гениальность заметна с раннего детства. Такие дети отличаются любознательностью, активностью, непосредственностью. Они задают вопросы «не по возрасту», рассуждают тоже очень «по-взрослому». Они увлечены своим внутренним миром, с раннего детства отстаивают индивидуальность, самостоятельность.
Стать талантливым может каждый человек. Для этого нужно много работать над своими способностями. Талант на 99 % состоит из усилий, на 1 % из способностей. Чтобы стать гениальной личностью, стараний недостаточно. Нужно иметь врожденные особенности, делающие человека гениальным. Однако при оценке гениальности учитывается время, культура конкретного социума. Труды гения должны опережать то время, в котором он живет, способствовать развитию общества. Гении – движущая сила общественного прогресса. Они часто оказываются непонятыми, становятся изгоями, а их достижения нередко признаются обществом только после смерти автора. Гениальность тесно связана с одаренностью.
В психологии гениальность считается отклонением в психическом развитии. Чаще всего она сочетается с другими отклонениями. Как говорят в быту, все гении не от мира сего. Еще говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Нет, это не так. А вот гениальный человек, действительно, гениален во многом. Он достигает успеха не только в области своей одаренности, но также в смежных областях.
Гениальность и сумасшествие
В психологии существует патологическая теория, согласно которой гениальность тесно связана с безумием. К такому выводу пришли психологи после многолетних наблюдений за гениальными людьми. Были выделены следующие психические отклонения:
- измененное состояние сознания (трансовое состояние);
- неврозы;
- психические расстройства;
- гиперчувствительность;
- перепады настроения;
- бессознательное творчество.
Гениев причисляют к психически больным из-за ряда странных особенностей, которые не являются обязательным признаком гениальности, но встречаются довольно часто (закономерности между этими характеристиками и гениальностью были подтверждены экспериментально):
- девственность и одиночество;
- химические зависимости (наркотики, алкоголь);
- бессонница;
- голубые глаза;
- эксцентричность;
- «причуды» или психические расстройства.
Стоит отметить, что у психически больных людей редко получается создать что-то по-настоящему гениальное, значимое. Безумцы не наделены усидчивостью, аккуратностью, стойкостью характера, целеустремленностью. А без этого создать что-то гениальное невозможно.
Гениями рождаются, но без соответствующих условий развития, работы над собой, гениальность будет подавлена.
Гениальность, одаренность, талант – как отличать
Сперва посмотрим на популярные понятия, которые в некотором роде принято считать синонимами. Чем отличается гений от высокоинтеллектуальной или талантливой личности? На деле у этих понятий есть достаточно четкие критерии, помогающие их разделить.
Гениальность
Люди, способные своими действиями изменить мир, делающие вклад в развитие прогресса и обладающие исключительными способностями в одном направлении деятельности – это гении. Они создают что-то уникальное, чего до них не было. Часто таким людям свойственна следующая черта: они превосходны в одном направлении – науке, технике, искусстве, политике – но их навыки ощутимо «провисают» в других. Например, они бывают совсем не приспособлены к обычной жизни или социальному общению.
Расшифровка термина «гениальность» вызывала интерес ученых умов еще с древних времен. По определению римлян, это высшая степень проявления творчества и способностей личности. На протяжении многих веков ученые даже пытались выявить физиологические отличия гениев от остальных людей – сравнивали объем мозга, например. Однако каких-то существенных признаков обнаружено не было. Даже наоборот: чем больше становится известно про явление человеческой гениальности, тем больше вопросов возникает.
Талант
Наличие таланта – это очевидная способность человека к какой-то деятельности, которую можно довести до совершенства, прикладывая усилия в течение определенного времени. Это подтверждает и популярная фраза о таланте:
Талант — это 10% одаренности и 90% процентов труда.
Достичь успехов талантливый человек сможет, прикладывая какие-то усилия в сфере, которая ему интересна и легко дается. А если приложить усилий выше нормы – то получит без преувеличения выдающийся результат. В этом случае талант человека считается признанным.
Опять же можно без преувеличения сказать, что гениальность – фактически гипертрофированный талант. Однако если за одно дело возьмутся талантливый и одаренный человек, первый быстрее достигнет первых успешных результатов и в принципе сможет продвинуться дальше, чем второй. Одаренному человеку придется прикладывать больше труда и упорства для развития навыка, к которому талантливый уже предрасположен с рождения. Талантливые люди могут иметь навыки в нескольких направлениях, но для развития навыка выбрать одну из сфер, где будут прикладывать больше усилий, чтобы добиться успеха. Это умения выше среднего.
Еще одна яркая характерная черта, отличающая талантливого человека от гения – среда и окружение. Если для раскрытия первого потенциала она должна быть благоприятной (люди, уже работающие в какой-то сфере, или поддержка родителей при освоении навыка ребенком), то во втором случае гений рождается при создании неблагоприятных условий. Такую закономерность можно легко отследить по биографиям – Энштейн, Ван Гог, Эдгар По, Микеланджело, Тесла и многие другие. У всех детство было далеко не безоблачным, а у кого-то напряженность сохранилась и после того, как они повзрослели.
Одаренность
Опять же, отсутствие очевидного таланта в чем-то не значит, что овладеть этим навыком не получится. Врожденная склонность к какому-то виду деятельности и называется одаренностью. С такой предрасположенностью человек может усвоить любой вид деятельности, который ему понравился.
Например, музыка. Ребенок с детства проявляет чудеса ритма и начинает танцевать, услышав музыку, поэтому родители отдают его в музыкальную школу. Он одарен музыкальными способностями, которые можно развить. Но бывает и такое, что малыш с трудом усваивает основы нотной грамоты (сольфеджио) или плохо слышит тональность звуков — тогда ему нужно будет прикладывать чуть больше усилий, чтобы научиться. Талантливого человека видно по тому, что ему какая-то сфера дается легко буквально без усилий, а уж если усилия прилагаются, то они приносят быстрый результат.
Какие факторы влияют на скорость реализации?
Как было сказано ранее, гениальность можно не только быстрее реализовать, но и загубить. Во втором — человеческое общество достигло особых успехов. Социальная среда является тем катализатором или же ингибитором, обуславливающим реализацию природных талантов. Какие именно факторы оказывают существенное влияние?
- Методы воспитания. Императивное воспитание угнетает инициативу. В этом случае человек становится вялым, безвольным, не выказывает самостоятельного интереса. При поощрении инициативы, удается добиться реализации природных качеств личности.
- Возможность свободной творческой реализации. То есть достаточной свободы действий, без контроля со стороны родителей, преподавателей (кроме разумного контроля, для обеспечения безопасности ребенка и направления творческой искры в нужное русло).
- Количество свободного времени. Чем его больше, тем эффективнее развитие. При условии, что ресурс расходуется правильно.
- Окружение. Влияет существенным методом.
- Материальный компонент. Удовлетворение естественных базовых потребностей. При достаточной степени удовлетворения потребностей, возникает адекватная среда для самореализации и развития. Хотя, порой, нужда также становится катализатором быстрого развития.
Это основные моменты. На деле же на скорость и качество развития влияет еще больше факторов: от состояния здоровья до мотивации.
Важность психологических тестов
В последнее время все более популярными становятся различные тесты на гениальность, которые без труда можно найти на просторах сети Интернет. Этот запрос даже находится в топе многих поисковиков. Из этого можно сделать вывод, что многие люди интересуются тем, насколько велики их интеллектуальные способности.
Не секрет, что именно в психологии наиболее активно используют различные тесты. Они помогают определить наклонности человека, его характер и даже интеллектуальные способности. Широкое применение тесты нашли и в медицине. Пациенты психиатрических клиник обязательно проходят специальное тестирование, которое помогает врачам определить, с каким именно заболеванием придется иметь дело.
Обратите внимание, что довольно часто люди даже не подозревают о том, что у них развивается какое-либо психическое расстройство. Поскольку многие из них способны долгое время находиться в латентной форме, что значительно затрудняет их диагностирование
Наверняка, многие помнят, что психологическое тестирование начинают проводить еще в школьные годы. Не зря ведь в каждой школе работает психолог. Его главной задачей является выявление детей с психологическими травмами и различными комплексами. Но чаще всего общение с психологом для детей превращается в интересную игру. Ведь только в его кабинете можно пройти интересное тестирование.
И хотя некоторые совершенно не склонны верить в полезность тестов, научно доказано, что они действительно играют важную роль в диагностировании психических расстройств. Кроме того, с их помощью удается определить интеллектуальные способности, характер человека, его предпочтения, узнать уровень агрессии и многое другое.
Творец комиксов – профессиональный аналитик
Одаренные дети отличаются объемом своей памяти. Они могут помнить то, что происходило с ними в два года, или передавать в деталях сценарий утренника, который был несколько лет назад. И часто свои воспоминания дети выражают не словами, а изображают в картинках.
Обратите внимание на рисунки вашего ребенка. Если на них изображен сюжет из его жизни — у малыша фотографическая память
И чем детальнее будет рисунок (товары на полке из ближайшего супермаркета, развешаны платья, как у вас в шкафу, друзья на рисунке одеты в ту же одежду, в которой ходят в садике т. д.), тем лучше память у вашего ребенка. Фотографическую память обычно имеют дети с аналитическим складом ума, поэтому все логические задания, математические примеры и разработка стратегий им даются легко.
Что такое одаренность
Дадим определение понятиям «одаренность» и «одаренный». Одаренность – это, согласно определению из психологии, врожденное свойство психики, которое развивается в течение всей жизни индивида. Это выдающиеся способности, которые позволяют добиться больших, чем у других людей, успехов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренные дети – это ученики и воспитанники, которые выделяются на фоне других своими достижениями, действиями, суждениями, интересами, привычками. Или у которых невооруженным глазом видны предпосылки к выдающимся достижениям в одной или нескольких деятельностях.
Условия, влияющие на одаренность:
- генетический фактор, то есть врожденные предпосылки, задатки;
- социокультурная среда, условия развития;
- активность личности и тяга к саморазвитию.
Развитие одаренности зависит не только и не столько от врожденных характеристик (задатков), сколько от слаженных действий родителей и педагогов, активности самого одаренного. Без активной работы задатки не перерастут в способности, а способности не станут талантом, он не превратиться в гениальность. На 99 % одаренность зависит от социальных и психологических факторов. Одаренность и способности – это разные стадии одного и того же (задатков).
Так какова характеристика одаренности, это врожденное или приобретенное качество? И то и другое. Это врожденные задатки, которые под влиянием среды становятся приобретенными способностями, знаниями, умениями и навыками, которые обуславливают талант, а он одаренность. Без благоприятных условий она не разовьется
Особое внимание нужно уделить развитию способностей в детском возрасте, это сензитивный период
Что же такое одаренность? В психологии существуют два противоположных мнения. Одни психологи считают, что все индивиды от рождения являются одаренными и каждого воспитанника можно развить до этого уровня. Другие полагают, что часть людей имеет предпосылки к одаренности, их нужно найти и развить. Истина посередине: многие имеют склонность к потенциальной одаренности, но на практике реальные результаты показывают только некоторые из людей.
Некоторые воспитанники не могут раскрыть потенциал из-за внутренних барьеров или проблем в развитии, например, из-за заикания, конфликтности, стеснительности. Другие отстают в школьной программе, но дома сами организуют деятельность и добиваются в ней больших успехов. Если психологи, родители, педагоги помогут воспитаннику избавиться от барьеров, то он сможет раскрыть потенциал.
Что такое талант?
Что же такое талант, о котором многие говорят и некоторые мечтают? Талант – это предрасположенность, потенциал, изначально заложенная способность. В чем будет талантлив человек, заложено в него изначально, с рождения. Обычно талант проявляется в отношении одной сферы жизни. Это отличает талант от гениальности, когда человек проявляет одаренные способности ко всему.
Талант является врожденной предрасположенностью. Это не говорит о том, что человек обязательно будет талантливым. Многие люди, скорее всего, являются талантливыми, однако они не нашли, в чем одарены, поэтому являются обычными. Соответственно, свой талант следует найти, развить, приумножить. Человек имеет предрасположенность быть талантливым. Однако станет он талантливым или нет, зависит от того, будет ли он развивать свои навыки и приобретать опыт.
Талант выявляется тогда, когда человек сталкивается с предметом, в процессе взаимодействия с которым он будет проявлять свою одаренность. Если человек никогда не столкнется с этим предметом, значит, он не узнает о том, что является талантливым.
Другими признаками выявления таланта является:
- Внутренний трепет и подъем настроения, когда человек занимается деятельностью, в которой имеет талант.
- Человек проявляет способности, быструю обучаемость, хорошее приспособление к деятельности.
- Человек демонстрирует практически сразу хорошие результаты, несмотря на свою неопытность.
- Присутствует внутреннее влечение к предмету деятельности.
Талантливый человек выделяется на фоне остальных, кто также начинал взаимодействовать с тем или иным предметом.
Талант можно выявить, если только начать заниматься тем делом, к которому человек предрасположен. Этому способствуют или не способствуют некоторые факторы:
- Экономические. Чем больше у человека денег, тем больше у него возможностей попробовать себя в различных делах, местах и при любых условиях.
- Свежесть взгляда. Необходимо увидеть за собой талант, который проявляется в том, что вы видите больше, чем другие люди.
- Обучение. В процессе обучения тоже можно отметить за собой определенные наклонности.
У талантливого человека есть особый почерк в том деле, которым он занимается. Он всегда достигает наилучших результатов, по сравнению с другими людьми, как пользуясь обычными методиками, так и отступая от них и даже создавая свои подходы в деле.
Следует понимать, что талантливых людей окружающие отрицательно воспринимают. Свой талант следует развивать. Однако зачастую этому мешают другие люди: родственники, друзья, соседи, учителя, все общество. Нередко человек обладает такими способностями, которые являются ненужными, непринятыми или даже опасными для общества. Вот почему талант человека, который никому не нужен, пытаются «заглушить».
Об этом следует знать талантливым людям. Порой придется идти против общества, чтобы развить свои способности, либо отказаться от собственного дара ради спокойствия окружающих.
перейти наверх
Признаки одаренности
В педагогике принято говорить не «одаренный ребенок», а «ребенок с признаками одаренности». Дело в том, что детская одаренность отличается от взрослой одаренности непостоянством, динамичностью признаков. Неожиданно все признаки могут пропасть, а ребенок, которого считали одаренным, становится среднестатистическим.
Признаки одаренности ребенка:
- высокий уровень выполнения деятельности;
- специфические стратегии деятельности (обеспечивают особую продуктивность и высокое качество);
- склонность все делать по-своему, поиск инновационных способов решения задач;
- выход за рамки первичных целей и особенностей деятельности при помощи инноваций;
- высокий уровень саморегуляции и самоорганизации;
- склонность тщательно анализировать задачу перед принятием решения, заниматься рефлексией;
- системное мышление (способность видеть предмет, проблему в условиях разных связей);
- способность структурировать деятельность, сворачивать и разворачивать узкие сферы знаний для поиска решений в нужный момент;
- легкость перехода к обобщению и интерпретации единичных предметов, явлений;
- способность быстро осваивать любой вид информации в той сфере, которая интересна ребенку;
- выдающиеся способности в чем-либо, например, феноменальная память, наблюдательность, способность в уме производить сложные вычисления и прочее.
Особого внимания требует мотивационная сфера ребенка. С раннего возраста одаренные дети отличаются склонностью к самообучению. Задача родителей, педагогов – создать условия, в которых ребенок сможет заниматься тем, что ему интересно.
Признаки выдающихся способностей в мотивационной сфере:
- повышенный интерес и восприимчивость к отдельным видам деятельности (физическая, познавательная, художественная и прочее) или к отдельным предметам и их свойствам (звуки, цвета, растения и т.д.);
- повышенная любознательность, добровольный выход за рамки установленных заданий;
- выраженная заинтересованность, одержимость каким-либо видом деятельности, предметом или каким-либо делом (упорство, трудолюбие, поиск проблем и их нестандартного решения);
- склонность к перфекционизму, совершенству;
- склонность ставить сложные цели, упорно добиваться их своим трудом;
- высокая самотребовательность.
Сами по себе названные признаки не являются строгими критериями одаренности детей. Более того, они часто встречаются не все или отличаются противоречивостью
Однако наличие хотя бы одного из названных признаков – это повод понаблюдать за ребенком, обратить на него особое внимание
Педагог А.И. Доровской определил развитие признаков одаренности по возрастам:
Заметить признаки можно в ходе наблюдения за ребенком в какой-либо деятельности. Для более точного определения способностей, которые заподозрили в ходе наблюдения, используют психологические опросники и другие методики.
Не насилуйте детей!
«АиФ»: — Сергей Вячеславович, вы утверждаете, что способности развить невозможно?
С.С.: — Одарённые люди отличаются от обычных строением мозга. И это самая страшная данность, которую мы получаем от родителей. Мы можем только использовать уже имеющиеся особенности мозга. Если у одного человека центры управления речевым аппаратом в мозге в 2,5 раза больше, чем у другого, то и шансы стать хорошим оратором у него выше. А при отсутствии в мозге выраженных структур, отвечающих за тонкие согласованные движения рук, глаз, головы, вряд ли можно ожидать выдающихся способностей в качестве художника, ювелира или вора-карманника. Для того чтобы человек был гением, цепочка способностей должна выпасть сразу, целиком. Это редкость огромная.
«АиФ»: — А можно ли на этапе зачатия влиять на способности ребёнка?
С.С.: — Изменить ничего нельзя. Пока. А особенно рьяные в этом плане родители могут даже навредить. Убедив себя в наличии у детей неких выдуманных выдающихся способностей, загоняют их во всевозможные кружки, заставляют пилить на скрипке. Не потому, что их любят, а потому, что решают свою проблему главенства, стараясь вырастить гения. И заморачивают детей до того, что их начинает тошнить от этих «пианин». Невозможно развить способности при отсутствии в мозге специализированных областей. Можно лишь добиться некоторого прогресса в любых навыках, если мобилизовать центры мозга, предназначенные для решения других задач. Но это потребует изнурительного самонасилия, колоссальных усилий.
«АиФ»: — Как же тогда воспитывать?
С.С.: — Ненавязчиво предлагать различные варианты творчества. Потому что если мозг структурно предрасположен к некой форме деятельности, то он с удовольствием будет этим заниматься. В будущем, накопив статистику, какой мозг для чего лучше приспособлен, можно будет с помощью томографов (они должны быть примерно в 10 раз мощнее современных, и такие приборы уже на грани создания) оценивать строение мозга и для разных людей находить подходящие занятия. И тогда все будут получать райское наслаждение от того, чем занимаются. Более того, можно по сходству структур мозга сразу определять профессию, подбирать гармоничные супружеские пары.
«АиФ»: — У способных родителей дети будут одарённые?
С.С.: — Шансов побольше, но ненамного. Вероятность появления гения и в глухой тайге, и среди олигархов примерно равна. Поскольку в формировании мозга участвует 350 структур, рождение гениев — вероятность, а не закономерность.
Желание действовать
Одаренность, талант, гениальность – все это так похоже между собой, однако при этом каждое из данных понятий имеет свои аспекты, и каждым из них можно описывать самых различных людей. И задачей данной статьи является выявление признаков и особенностей гениальности, которые позволили бы вам узнать, что вы встретили не одаренного человека, не таланта, а настоящего гения. Вы уже успели прочитать про нестандартное мышление и яркое воображение, однако не стоит также забывать о постоянном желании гениального человека действовать. Частично это связано с тем, что гениальность может привести к сумасшествию. Если человек держит все в себе, закрывается в своем воображении и внутреннем мире, он моментально сходит с ума. Именно поэтому гениальный человек всегда старается действовать, всегда стремится к тому, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. Пусть десять, пятьдесят или сто его идей окажутся непригодными, нефункциональными или непопулярными, велика вероятность того, что сто первая идея станет революционной. Также желание действовать у гениальных людей связано с их самооценкой. Талант может быть скромным и даже пытаться принизить свои достижения в той или иной сфере. Гений же знает, на что он способен, поэтому никогда ни перед чем не останавливается.
Кто такие гениальные дети?
Многие родители хвалят своего ребенка за хорошие оценки, называя его «ты наш маленький гений». Если бы они задумались над сказанным, то взяли бы свои слова назад. Гениальные дети очень часто вырастают в неудачливых взрослых, с регулярной депрессией, целой армией «тараканов» в голове.
Гениальность – это сложное бремя даже для взрослого, не говоря уже о психике ребенка. Ведь такие люди, кроме сверхчеловеческих способностей, очень часто с очень ранимой натурой.
В детском возрасте намного сложнее справиться со «звездной болезнью», и уж тем более сложнее пережить внезапное «падение». Гениальные дети –это большое испытание для их семей, поскольку менее гениальным родителям бывает сложно понять своих вундеркиндов. А непонимание в семье откладывает свой отпечаток на всю жизнь. Хотя, встречаются счастливые истории, которые вдохновляют.