Что делать, если задувает ветром газовый котел: причины и способы их устранения

Причины затухания, связанные с устройством дымохода

  • корка изо льда, образовавшаяся внутри дымохода, может повлиять на проходимость воздуха, нехватка кислорода не дает котлу нормально функционировать;
  • обратная тяга при сильном порыве ветра или при изменении его направления, который при попадании внутрь потушит пламя в камере сгорания;
  • недостаточная высота дымовой трубы.

Замерзший конденсат, пары, выделяемые котлом, оседают на стенках дымохода. Для устранения необходимо прочистить его, конденсат должен не накапливаться, а стекать вниз. С появлением льда его объем будет только нарастать, вместе с дымом выделяется и часть пара, вместе они поднимаются вверх, оседая на стенках канала.
Ветер и изменение тяги вызывает наибольшее число проблем, обратная тяга опасна для всех находящихся людей в доме.

Увеличенная длина дымохода может не дать нужного результата, тогда решением будет монтаж аэродинамического устройства — дефлектора особой конструкции, он усилит тягу дымоходом.
Простой дефлектор хорошее решение для системы, которая не в состоянии правильно работать. Но он не сможет полностью справиться с проблемой задувания ветром газового котла, для это нужны более усовершенствованные модели.

Принцип его работы заключается в том, что тяга увеличивается благодаря разряженной атмосфере, которая формируется на поверхности дефлектора во время воздействия на него воздуха. Для воздушной массы, встречающийся на пути дефлектор, препятствие и, огибая его, вокруг него формируется разреженное пространство.


Если дефлектор установлен правильно, как и его расположение, то вопрос с обратной тяги решится сам собой — никакой ветер не отразится негативно на работе обогревательного котла.
После осмотра всей системы и дымохода, где нет правильной тяги и задувает котел, решением специалиста может быть необходимость переделки дымохода. В процессе он будет перестроен с целью убрать лишние изгибы. Это исключит лишнюю кавитацию потока горячего воздуха и дыма во время движения по трубе.

Сильные завихрения мешают им свободно подниматься. При первом запуске нагревательного оборудования в загородных домах после длительного сезонного перерыва котел может долго не разгораться. Не дает системе отопления запуститься в работу ветер и непрогретый дымоход.

Холодный воздушный поток охлаждает дымоход и не позволяет продуктам горения подниматься вверх.
Прогревать дымоход начинают с малых температур, на минимальном режиме, поднимая до средних параметров. Постепенно дымоход разогреется, и дым начнет подниматься по разогретому каналу.

Заключение
Можно избежать многих проблем и исключить причины задувания дымохода во время эксплуатации отопительного оборудования еще на этапе планирования строительства. Соблюдая правила при расчетах перед установкой системы обогрева и строительством дымохода.
Качественная работа котла и обогрев дома зависит от того, насколько технически правильно построены вентиляционные ходы. На этом не стоит экономить, иначе мнимая выгода приведет к дальнейшим вливаниям денежных средств в переоборудование всей системы.

Неправильная конструкция

Самая распространенная проблема – высота трубы над крышей. Дымоотвод должен быть выше 10 – 15˚ от осевой линии ската и конька крыши. Часто вновь возводимые сооружения, высокие деревья влияют на воздушные потоки и в трубе появляется обратный ток воздуха и тогда это правило перестает работать.

Слишком близкое расположение труб приточной вентиляции к дымоходу может стать причиной обратной тяги. Бывает при строительстве были допущены грубые ошибки во внутреннем обустройстве: дымоход имеет более трех колен-изгибов или изгибы имеют угол менее 90˚, горизонтальные каналы имеют обратный угол наклона.

Строение газового котла

В этих случаях достаточно нарастить наружную трубу, сечение наращенной трубы должно быть такого же диаметра, как и сам дымоход. Можно установить дефлектор. Дефлектор – это вентилятор без электропривода специальной конструкции.

Под действием продуктов горения внутренние лопасти раскручиваются и создается большее разрежение воздуха, что увеличивает тягу. Минус – дефлектор требует периодического обслуживания и может замерзнуть.

Выходная труба, обратная тяга и ветер

Случай, который стоит разобрать особо – это неправильное устройство выходной трубы дымохода, создающее обратную тягу. Дело в том, что потоки воздуха могут, отражаясь от препятствий, расположенных рядом с оголовком трубы, задувать продукты горения обратно в трубу и тушить пламя горелки.

Такими препятствиями могут быть плотно растущие высокие деревья, стена дома или конёк крыши. Во втором и третьем случае причиной является неправильное размещение коневого участка дымовой трубы. Верное расположение – выше самой высокой точки дома.

Для того, чтобы компенсировать явление нисходящего ветра, есть только один способ – накрыть оголовок грибком, оставив достаточное расстояние для выхода перегоревших газов.

Внешние причины затухания котла и устранение причин

В холодную зиму оголовок котла, который установлен снаружи, часто покрывается наледью. Просто так его не собьешь – жесть мягкая, а лед нарастает и снаружи, и внутри, и держится прочно. Чем больше нарост, тем меньше поступает кислорода в котел. Поэтому выход один – снять оголовок и разморозить его в теплой воде.

Пока оголовок размораживается, котел тоже может работать, но для этого нужно перекрыть газ на основной горелке. После того, как зажегся запальный фитиль, газ можно плавно увеличить. После розжига основной горелки не увеличивайте давление газа сразу – пусть котел поработает на малом давлении. При дальнейшем увеличении подачи газа продолжайте контролировать состояние контактов розжига через смотровой люк. Если контакты остыли (в разогретом состоянии они раскалены докрасна) – убавьте подачу газа, не сработала автоматика. После одевания оголовка котел будет работать в нормальном режиме.

Ледяная корка в дымоходе – еще одна причина затухания котла. Нагретый пар в дымоходе остывает и конденсируется на металлических холодных стенках дымоходной трубы, где тут же превращается в лед на сильном морозе. Итог один — тяга уменьшается, срабатывает автоматика, пламя тухнет. Проблема решается чисткой трубы и ее утеплением минеральной ватой или другим негорючим утеплителем.

Из-за неправильно смонтированного дымохода, ветер может задувать фитиль в газовом котле.

Обратная тяга тоже может вызвать остановку котла. Обычно это вызвано сильным ветром или резким изменением воздушных потоков — порывами ветра воздух задувается в дымоход и задувает горелку. Это опасное явление, так как продукты горения не выводятся из помещения, а наоборот – попадают в квартиру. Такой негативный эффект присущ старым моделям котлов на газу, в которых автоматика работает не очень точно.

Работа некоторых моделей старых котлов зависят от фазировки подаваемого напряжения – здесь важно соблюдать правильное подключение «нуля» и «фазы». Такая неисправность случается редко, но устраняется простой переменой проводов друг с другом, или еще проще – просто переставьте наоборот вилку в розетке

Если наши советы все же не дали результатов и котел продолжает тухнуть — вызывайте специалиста-газовика.

Типовые неполадки у турбо-котлов

Описанные выше проблемы также имеют место быть в отношении турбированных котлов. Но кроме того, учитывая оснащенность дополнительными элементами котлов с закрытой камерой сгорания, с ними могут случаются еще и дополнительные «неприятности».

Например, в процессе их эксплуатации можно столкнуться со следующими трудностями:

  • обледенение коаксиального дымохода за пределами дома;
  • поломка встроенного воздухонагнетателя.

Конструкция у них, конечно же, сложнее, чем у моделей с открытой камерой сгорания. Но при этом с ними можно проводить все те же манипуляции, что и с атмосферными котлами.

Скопление конденсата и обледенение – также распространенная причина затухания котла. Случается это, если при монтаже не соблюдался нормативный уклон, обеспечивающий сток конденсационной влаги

Но остановимся подробнее на поломках, характерных именно для данного типа оборудования.

Обледенение колпака или дымохода

Если вы наблюдаете, что котел гаснет чаще всего в морозы, то скорее всего створ дымохода перекрывается ледяной массой.

Это может происходить из-за:

  • образование и скопления конденсата;
  • налипания снега.

Как видим, причина заключается в плохих погодных условиях. Поэтому решением проблему служит защита дымохода от воздействия внешних факторов.

В этом случае опять-таки стоит рассмотреть вариант установки «грибка», т.е. дефлектора. Но это мера профилактическая. А что же делать, если проблема уже «назрела», а погодные условия еще более усугубляют ситуацию? Выход есть и в этой ситуации.

“Растопить” дымоход, то есть избавить его от ледяных пробок, можно самостоятельно при помощи строительного фена или газовой горелки на баллончик

Оседание конденсата в трубах характерно для конвекционных котлов с коаксиальным дымоходом. В них формируются пробки из-за разницы температуры потоков воздуха, затягиваемых в горелку с улицы и выходящих наружу. Эти ледяные заторы и перекрывают путь как в камеру сгорания, та и из нее.

Чтобы убрать ледяную корку из коаксиального дымохода, может понадобиться даже демонтировать внешнюю ее часть. Демонтаж на повлияет на повседневную работу системы, но все же лучше до этого не доводить. Иногда с целью предотвращения накопления конденсата в зазоре между трубами, во внешнем контуре высверливают пару отверстий.

Просто сбить лед – не выход. Тем более может повредиться дымоход. Лучше купить портативную газовую горелку с баллончиком и «растопить» ею дымоход. После того как пробка растает, котел вновь заработает. Но чтобы таких казусов не возникало впредь, трубы стоит утеплить.

Вторая предпосылка возникает в случаях монтажа карнизных колпаков: они защищают дымоход от осадков, но в зимний период доставляют больше хлопот, чем пользы, затрудняя отток дымовых газов.

Неисправность вентилятора или турбины

Когда внезапно тухнет в процессе работы или изначально не загорается фитиль газового котла со встроенным нагнетателем, прислушайтесь, какие звуки он издает.

При нормальном режиме работы система турбонадува должна размеренно гудеть, поэтому с появлением посторонних шумов стоит насторожиться.

Турбонадув, применяемый к конструкции котлов с закрытой камерой сгорания, в большинстве случаев не подлежит ремонту – его легче сразу заменить

Если при работе нет никаких, поломка очевидна: то есть автоматика не позволяет открыть защитный клапан, поэтому фитиль не загорается.

Вот в этом случае настоятельно рекомендуем не заниматься самодеятельностью, а сразу звонить газовщикам. Турбонадув ремонту в большинстве случаев не поддается – скорее всего его придется менять, а такая работа сопряжена с риском распространения угарного газа по помещению.

Поэтому лучше если контроль за этим процессом будет производить газовщик из компании, с которой заключен договор на обслуживание оборудования и поставку газа.

Котел не включается – нет никакой индикации

Практически все современные газовые котлы оснащены платой управления и информационной панелью с жидкокристаллическим дисплеем или светодиодными индикаторами. Если индикация отсутствует в первую очередь необходимо убедится, что на котел подается питание. Обычно электроподключение котла осуществляется через отдельный “автомат” – проверьте, включен он или нет.

Самый верный способ убедиться, что питание на котел подается – проверить мультиметром в режиме вольтметра наличие 220V в месте подключения к плате котла. Если напряжение отсутствует – необходимо локализовать и устранить проблему. В реальной жизни бывает так, что кто-то из домочадцев просто выдернул вилку из розетки.

Защитные предохранители

Также стоит обратить внимание на расположение предохранителей. В некоторых котлах, в зависимости от модели (например, Ariston, Buderus, Vaillant) предохранители располагаются на самой плате, а в некоторых до подключения к плате

Если до котла никаких проблем с подключением электричества нет – следует проверить целостность предохранителей (тем же мультитестером в режиме “прозвонки”).

Если предохранители целы и 220 вольт в контрольных точках есть , но вероятно, что котел не включается из-за неисправности управляющей электроники.

Если в ходе проверки выяснилось, что предохранители перегорели, значит, проблема с электропитанием как минимум была. В этом случае, правильным было бы сначала провести исследования исполнительных механизмов (вентилятора, насоса, клапана приоритета) и проводки котла на предмет наличия короткого замыкания. Тем не менее, на практике даже представители специализированных организаций просто заменяют предохранители на исправные и проверяют котел в работе. Если предохранители снова перегорают, то последовательно выключают высоковольтные части котла для выявления проблемного места (это не рекомендация к действию! Такой подход не совсем правильный).

Несколько запасных предохранителей обычно поставляется вместе с котлом.

Если предохранители перегорают из-за повреждения какого-то из исполнительных механизмов, его необходимо заменить (или устранить причину замыкания). В случае, когда доказано, что механизмы (и проводка) точно исправны – остается сама плата управления. Перегоревшие предохранители свидетельствуют о том, что был факт недопустимой нагрузке на электронику (гроза, импульсный скачок напряжения в сети), поэтому причиной неисправности также может быть короткое замыкание на самой плате.

Попадание воды (влаги) на плату

Попадание воды это одна из наиболее неприятных ситуаций. Хоть плата находится в защитном корпусе, то из-за протечки или образования конденсата вода может попасть внутрь. Часто она попадает в коробку по проводам. Попадание воды практически всегда вызывает повреждение платы, в большинстве случаев неисправимое. На плате от воды будут видны характерные разводы и окисления.

Варистор и блок питания

Часто при повреждении платы котла на ней визуально можно обнаружить обгоревшие или обугленные элементы. Варистор – это защитный элемент платы, который устанавливается на входе схемы. В большинстве случаев это деталь круглой формы синего цвета (но не обязательно). При превышении номинальной нагрузки варистор разрушается и размыкает цепь. В некоторых случаях, если варистор помог предотвратить повреждение электроники, его достаточно выкусить, чтобы устранить разрыв в схеме

Важно! Хотя схема платы будет работать и без варистора, то следует помнить, что варистор является защитным устройством и правильным решением будет его заменить. Блок питания это микросхема, которая также повреждается в первую очередь при импульсных скачках напряжения или во время грозы

Если на ней видны трещины или повреждения, вероятно потребуется диагностика и ремонт платы котла.

Плата дисплея

У некоторых моделей котлов (Vaillant, Ariston, Navien) блок управления состоит из основной платы и информационной платы (платы дисплея). Котел также может не включаться при поломке платы дисплея. Плата дисплея в отличие от основной стоит дешевле, но чаще всего не ремонтируется. В этом случае выявить неисправность можно лишь заменой заведомо исправной детали.

Если газовый котел работает, индикация на дисплее есть, но он не выполняет запуски или выдает ошибки, требуется дальнейшая диагностика.

Задувает котел через дымоход: что делать и как предотвратить

Самостоятельное возведение дымохода доступно каждому хоть немного разбирающемуся в строительстве и применении соответствующих материалов. Однако при этом во время строительства могут быть допущены ошибки, которые дадут знать о себе только во время эксплуатации. Так, может начать задувать котел через дымоход. Что делать в этой ситуации, можно узнать, выяснив причины такого явления.

Задувание пламени из-за неправильных параметров дымохода

Если конструкция слишком мала или недостаточно возвышается над крышей, может происходить задувание котла через дымоход. Что делать для предотвращения подобной ситуации или в случае, если дымоход уже построен:

  • На плоской крыше обеспечить высоту трубы не менее 0,5-1 м.
  • При наклонной крыше — не менее 0,5 м над уровнем конька.

Труба дымохода должна быть расположена на расстоянии от полутора метров от конька

  • При наличии парапета дымоход должен быть не ниже его уровня и в отдалении от него на пару метров.
  • Если дымоход удален от конька на более чем 3 м: визуально провести линию под углом 10 градусов от конька вниз и убедиться, что дымоход расположен не ниже этой линии.

Чертеж «безопасных» зон для дымохода. При таком расположении не будет происходить задувание

Если было выяснено, что высота дымохода не соответствует норме, можно произвести наращивание трубы и перенести оголовок.

Установленный флюгер-дефлектор позволит увеличить тягу и устранить причину задувания

Другие причины задувания дымохода

Существует еще несколько проблем, которые могли возникнуть при неверно выбранных параметрах и поспособствовали задуванию через дымоход:

Сечение трубы слишком узкое или чрезмерно широкое. В первом случае газы не будут выходить полностью, а во втором — не будут прогреваться стены конструкции, и ветер обратится в завихрения и будет двигаться в обратном направлении.

СОВЕТ: Чтобы снизить вероятность образования задымления через дымоход, нужно тщательно утеплять трубы.

Наклонные участки дымохода были наклонены более чем на 30 градусов или их длина составляет более 1 метра. Для открытой топки лучше создавать прямоточные вертикальные дымоходы. Если соблюдать такое правило невозможно, нужно обязательно следовать указанным параметрам.

Вертикальные дымоходы более пожаробезопасны и просты в эксплуатации, а также уменьшают риск возникновения задувания.

  • В конструкции недостаточно воздуха, от чего горение происходит неверным образом. Это может произойти, если в дымоходе не хватает дополнительного приточного канала.
  • Если у конька в любое время возникают завихрения воздуха, а дымоход находится на подветренном скате, это может стать причиной задувания дымохода. В таком случае поможет установка дефлектора. Он не только устранит проблему, но и благодаря своей конструкции будет способствовать повышенной тяге.
  • Задувание котла через дымоход может проявиться после долгого простаивания. В таком случае нужно в течение нескольких часов на небольшом огне прогреть дымоход, а потом уже использовать конструкцию в полную мощь.

Советуем подробнее изучить рассчет параметров дымохода, чтобы уменьшить риск задувания через дымоход.

Как не надо делать дымоход и как рекомендуется

Как можно заметить, часть проблем, способствующих задуванию котла, можно устранить без особых проблем уже после неверно выполненного строительства, а другую часть можно исправить только заранее предусмотрев все важные моменты при составлении чертежей.

Неисправности электрогазового оборудования

Если техника дополнительно подключается к сети, проверьте наличие напряжения. Переверните вилку в розетке, чтобы поменять фазу.

Каковы признаки поломки:

  • Агрегат не работает, индикаторы не горят.
  • Светодиоды светятся, дисплей работает, но розжига не происходит.
  • Горелка тухнет после зажигания.

Осмотрите предохранительный блок. Обнаружили сгоревшую деталь? Установите новый предохранить — он часто приклеен к передней панели. Если действия не помогли, тогда:

  • Прочистите фильтр отопительной системы. Для этого отключите изделие, перекройте вентили и промойте фильтр под проточной водой.
  • Для удаления воздушной пробки или излишков воды в насосе, открутите главный винт по центру. Спустите воздух, прокрутите ротор насоса отверткой. Когда вода стечет, верните все детали на место.
  • Проблемы с низким давлением в системе можно исправить, докачав воздух в расширительный бак. Изделие находится во внутренней части конструкции. По итогу давление должно быть меньше на 0,2 Бар, чем в общей системе.

Если горелка тухнет из-за мелких неполадок, вы с ними справитесь благодаря нашим рекомендациям. Замену и ремонт основных узлов лучше доверить мастеру по ремонту. Газовые котлы — техника повышенной опасности, поэтому соблюдайте правила безопасности.

Неправильное расположение газового котла в помещении

Местонахождение газового котла в помещении также играет важную роль. В отдельных случаях наблюдались такие ситуации, когда, к примеру, котёл находится на кухне, та в свою очередь находится где-нибудь на втором или третьем этаже здания и в этой кухне имеется балкон.

Итак, что происходит? Люди открывают дверь балкона, тяга в дымоходе у них великолепная и… Что получается? У нас сначала был, какой-нибудь приток воздуха из коридора или из соседних комнат при открытии двери на кухне и тяга была более-менее стабильна. И тут при резком открытии балкона что происходит? Огромное количество свежего холодного воздуха поступает в кухню и образуется очень резкая сильная тяга в дымоходе.

Количество воздуха увеличивается и горячий воздух начинает уходить в дымоход с ещё большей скоростью. Таким образом, фитиль начинает буквально вот аж колебаться, гулять. То есть его может просто либо сдуть, либо, если там плохие контакты цепи безопасности, либо изношенные датчики. Это тоже может повлечь за собой то, что ваш котёл потухнет.

Стоит отметить, что вышеназванные причины — это наиболее распространённые проблемы. Возможны особые случаи, когда причину затухания и задувания газового котла может определить только специалист в результате тщательного осмотра.

Важно лишь одно — соблюдайте правила безопасности газоснабжения и выполняйте прописанные там нормативы

Общее описание проблемы

Устройство газового отопительного агрегата весьма непростое. Задувание котла зачастую влечет за собой неполадки в работе системы, которые проявляются в виде невозможности запустить устройство или самопроизвольного прекращения работы.

Иногда происходит так, что горелка включается, а через пару минут тухнет. Причиной этому в основном становится сильный поток ветра, но бывают и другие:

  • нехватка необходимого уровня давления газовой смеси;
  • газ не соответствует требуемым параметрам качества;
  • система, обеспечивающая удаление дыма, работает неправильно;
  • сбои в работе электросети, которые со временем приводят к поломкам устройства.

Важно: причиной затухания устройства может быть не один фактор, стоит рассматривать изначально совокупность таковых и исключать поочередно. Но одной из самых часто встречающихся причин, которые приводят к задуванию котла – это состояние обратной тяги, иными словами воздействие ветра. Многое зависит от типа установленного котла: атмосферный или турбированный, влияние ветра на них разное

Многое зависит от типа установленного котла: атмосферный или турбированный, влияние ветра на них разное

Но одной из самых часто встречающихся причин, которые приводят к задуванию котла – это состояние обратной тяги, иными словами воздействие ветра. Многое зависит от типа установленного котла: атмосферный или турбированный, влияние ветра на них разное.

О прочих неисправностях в работе газового котла читайте здесь.

Уменьшение диаметра дымохода

Не во всех случаях большое значение диаметра трубы хорошо для системы. Для обеспечения правильной тяги должны быть соблюдены следующие условия:

  • необходимое количество кислорода в месте, где происходит горение;
  • повышение температурного режима до уровня в 600 градусов, необходимое для полного сгорания газовой смеси;
  • увеличение температуры на стенках дымохода.

Последний пункт является самым важным и присутствует в системах, сделанных из материала, обладающего низким уровнем теплопроводности, например, кирпича.

Кроме этого, широкая труба позволяет горячему воздуху смешиваться с холодным его потоком, поступающим из вне. Это затормаживает процесс нагрева стенок и нужный уровень тяги не достигается.

Важно: Также обратная тяга имеет большую силу при большом диаметре дымохода и физически задувает пламя в горелке. Самым легким способом сделать диаметр дымоходного отверстия меньше – это вмонтировать трубу нужного диаметра внутрь существующей. За счет этого уменьшится теплопотеря, и увеличится скорость прогрева стенок

В результате при розжиге устройства тяга начинает подниматься очень быстро

За счет этого уменьшится теплопотеря, и увеличится скорость прогрева стенок. В результате при розжиге устройства тяга начинает подниматься очень быстро

Самым легким способом сделать диаметр дымоходного отверстия меньше – это вмонтировать трубу нужного диаметра внутрь существующей. За счет этого уменьшится теплопотеря, и увеличится скорость прогрева стенок. В результате при розжиге устройства тяга начинает подниматься очень быстро.

Также при этом стоит проверить вентиляционную систему, которая может стать причиной недостатка кислорода для горения, потребляемого котлом из помещения котельной. Для улучшения вентиляции поможет прорезь в нижней части двери.

Важно: первоочередно проверяют состояние именно вентиляционной системы, а потом принимают решение об уменьшении диаметра трубы

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий