Теплоноситель для системы отопления: вода, антифриз — что лучше?

Есть ли альтернатива антифризам?

  1. Создание отопительной системы с электронезависимыми котлами.
  2. Задействование резервных источников электропитания: аккумуляторных и электрогенераторных.

Последние представляют собой мини-электростанции, которые работают на горючем. Требуют определенных навыков при эксплуатации, а также отдельного помещения. Когда электроэнергия пропадает, аккумуляторное устройство включается, обеспечивая функционирование отопительной системы на восемь и более часов. Когда электроснабжение возобновляется, устройство отключается, начинается зарядка. Цена подобных приборов начинается с отметки в 100 у.е. Для их использования не нужны особые навыки и отдельные комнаты.

Как правильно заполнить антифризом систему отопления закрытого типа

Если необходимо заполнить систему теплоносителем, многие обращаются за помощью к специалистам. Однако, зная, как заполнить антифризом систему отопления закрытого типа, всю работу можно выполнить собственными силами. Следует подготовить:

  • отвертку;
  • плоскогубцы;
  • разводной ключ.

Кроме самого антифриза, следует иметь в наличии следующие материалы:

  • шланги для подачи теплоносителя;
  • хомуты для фиксации шлангов в определенных местах;
  • паклю или фум-ленту для защиты резьбовых соединений.

Заполнить отопительный контур можно самостоятельно

Заполнение системы отопления производится в следующей последовательности:

  1. Сливают старый теплоноситель.
  2. Внутрь системы заливают антифриз. Работа выполняется с использованием шлангов и циркуляционного насоса.
  3. Зафиксировав один конец шланга на выходе из насоса, а второй на сливном патрубке при помощи хомутов, включают насос – и антифриз начинает поступать внутрь системы.
  4. Удаляют воздух из системы.

Watch this video on YouTube

Плюсы и недостатки продукта

Он имеет такие свойства:

  1. Разница рабочих температур колеблется в пределах от -30 до +106 градусов;
  2. Срок рабочей службы жидкости около 5 лет;
  3. Безопасен для льна, паронита, резины, пластика и металлопластика, исключая возможные протечки;
  4. Безопасное вещество для человека и животных;
  5. Если теплоноситель используют только для отопления, то его время службы возрастает до 10 лет;
  6. Взрыво- и пожаробезопасная жидкость.

Из недостатков стоит назвать такие как:

  1. Невозможность использования при обогреве помещения электролизными колами;
  2. Присутствие в составе соли, увеличивающей коррозию;
  3. Нужно применять состав, предназначенный для одной из рабочих температур. Использование теплоносителя с неподходящими температурными характеристиками увеличивает возможность образования нагара гликоля, что грозит выходом из строя ТЭНов, появлением смолистого нагара;
  4. Разведение состава “Теплый дом” с другими жидкостями без проверки может стать причиной разложения присадок и уменьшения способности состава противостоять коррозии.

Советы и рекомендации

  • Выбирая, использовать воду или антифриз в системе отопления, учитывайте все достоинства и недостатки каждого носителя тепла. Не забывайте, что для «незамерзайки» нужен более мощный котел и трубы большего диаметра.
  • Используя дешевый антифриз, будьте уверены в своем оборудовании для отопления, так как гарантии при поломке уже не будет.


Вариант отопления с жидкостью

  1. Покупать жидкость следует только в специализированном магазине.
  2. Разводить антифриз следует строго по инструкции к товару, не надо делать его слишком разбавленным или, напротив, концентрированным.
  3. Если самостоятельно не можете залить жидкость в закрытую систему отопления, то обратитесь к специалистам, которые предварительно проведут промывку, а уже потом добавят антифриз.

А также можете посмотреть видео по выбору «незамерзайки» для системы отопления частного дома.

Вода

  1. Доступность. Такая жидкость для систем отопления доступна в любой местности, в любое время и при этом бесплатна. В любой момент ее можно добавить или заменить.
  2. Удельная теплоемкость воды составляет 4,187 Дж/(кг*К), а плотность 977 г/дм³. Такие характеристики обеспечивают самую высокую теплоотдачу по сравнению с другими техническими жидкостями.
  3. Экологическая безопасность. В случае утечек, прорывов труб, а также при замене или доливке не представляет ни малейшей опасности для здоровья человека и не требует специальных условий при проведении работ.
  4. Конструкция и материалы приборов изначально рассчитаны на работу с водой.

В то же время воде присущи недостатки, ограничивающие ее использование:

  • Температура замерзания составляет 0°C. В случае аварии и отсутствии других источников тепла для поддержания температуры в здании, вода замерзает. Расширение и переход в состояние льда приводит в полную негодность трубопроводы, радиаторы, котлы и другое оборудование.
  • Приводит к коррозии металлических элементов.
  • Не прошедшая подготовку вода содержит примеси, которые со временем откладываются в виде осадка на стенках труб, сужая проход, и забивают теплообменник котла, снижая его теплоотдачу.

Вода — самый распространенный теплоноситель

Свойства и особенности применения антифризов в системах отопления

Для частных теплосистем в продаже можно найти два вида незамерзаек: водные растворы этиленгликоля и пропиленгликоля. Гликоли, в отличие от воды, при понижении температуры переходят в твёрдую фазу постепенно: диапазон от температуры начала кристаллизации до полного застывания составляет 10-15 °С. В этом диапазоне жидкость постепенно густеет, превращается в гелеобразную “шугу”, но при этом не увеличивается в объёме. Гликоли продаются в двух «форматах»:

  1. Концентрат с температурой начала кристаллизации -65 °С. Предполагается, что покупатель сам разбавит его умягченной водой до необходимых параметров. В виде концентрата продаются только этиленгликолевые антифризы.
  2. Готовые к применению растворы с температурой замерзания -30 °С.

Домовладелец может для экономии концентрата ещё разбавить его, чтобы получить температуру замерзания -20 или -15 °С. Не следует разбавлять незамерзайку более, чем на 50% – это снижает её защитные свойства.

В состав всех незамерзающих жидкостей входят добавки-присадки. Их назначение:

  • защита металлических элементов системы от коррозии;
  • растворение накипи и осадков;
  • защита от разрушения резиновых уплотнителей;
  • защита от пенообразования.

У каждой марки антифриза собственный набор присадок, универсального состава не существует. Поэтому при выборе незамерзайки следует ознакомиться с видами добавок и их назначением.

Антифриз в системе отопления дома очень восприимчив к перегреву: при превышении критической температуры (у каждой марки она своя) этиленгликоль и присадки разлагаются, образуя кислоты и твёрдые осадки. На нагревательных элементах котлов появляется нагар, разрушаются уплотнительные элементы, начинается интенсивная коррозия. При перегреве и разрушении присадок начинается пенообразование, а оно ведёт к завоздушиванию системы. По этим причинам производители отопительных котлов настоятельно рекомендуют не использовать в системе антифризы, особенно этиленгликолевые.

Также нельзя использовать оцинкованные трубы: незамерзайка разъедает цинковое покрытие, образуются белые хлопья – нерастворимый осадок.

Разрушение горелки газового котла, вызванное антифризом

Заполнение системы отопления антифризом происходит через расширительный бак. Каждые 4-5 лет теплоноситель следует менять.

Антифриз на основе этиленгликоля

Этиленгликолевые антифризы более распространены из-за сравнительной дешевизны. Однако этиленгликоль – очень токсичное вещество даже в разбавленном виде, поэтому незамерзающие жидкости на его основе категорически запрещено использовать в открытых отопительных системах, где яд испаряется из расширительного бачка в окружающее пространство, и в двухконтурных системах, где этиленгликоль может попасть в водоразборники для горячей воды.

Важно! Незамерзайки на этиленгликоле окрашивают в красный цвет, поэтому их попадание в систему ГВС можно легко обнаружить

Антифриз на основе пропиленгликоля

Это новое и более дорогое поколение антифризов. Они совершенно безвредны, а пищевой пропиленгликоль даже используется в кондитерских продуктах под видом пищевой добавки Е1520. Незамерзайки на пропиленгликоле менее агрессивны к металлическим и уплотнительным элементам. Благодаря своей безвредности они рекомендованы к применению в двухконтурных системах.

Важно! Пропиленгликолевые антифризы окрашивают в зелёный цвет. Зелёная и красная незамерзающие жидкости. Зелёная и красная незамерзающие жидкости

Зелёная и красная незамерзающие жидкости

Можно ли заливать тосол в отопительную систему

Автомобильный антифриз тосол производится на основе этиленгликоля, однако он не предназначен для отопительных систем. Его присадки рассчитаны на условия эксплуатации автомобильных двигателей, и действуют разрушающе на элементы системы отопления.

Переходить с воды на антифриз для систем отопления дома приходится из-за угрозы длительных отключений электроэнергии, что актуально для районов, удалённых от больших городов. Альтернативой является наличие в доме резервных источников электропитания, а также применение твердотопливных котлов (работающих на дровах, угле, пеллетах). Но если переход на незамерзайку неизбежен, то проектирование и монтаж такой системы лучше доверить профессионалам, чтобы не повредить дорогостоящее оборудование.

Антифризы для отопления

В системы отопления кроме воды заливают специальные незамерзающие жидкости — антифризы. Обычно это водные растворы многоатомных спиртов. Не так давно на нашем рынке появился антифриз на основе глицерина. Так что теперь типов незамерзающих жидкостей для систем отопления три.

Виды незамерзающих жидкостей и их свойства

Антифризы есть на основе двух веществ: этилен-гликоля и пропилен-гликоля. Первый более дешев, замерзает при более низких температурах, но очень токсичен. Отравиться можно не только выпив, но даже просто замочив руки или надышавшись парами. Второй незамерзающий теплоноситель для системы отопления — на основе пропилен-гликоля.Он более дорог, но безопасен. Иногда он даже используется как пищевая добавка. Его минус — он теряет текучесть при более высоких температурах чем пропилен-гликоль.

Этилен-гликолевый теплоноситель очень ядовит

Несмотря на высокую токсичность чаще покупают этилен-гликолевые теплоносители. Связано это, скорее всего, с ценой — пропилен-гликоль дороже раза в два. Но этилен-гликолевые антифризы в чистом виде еще и химически активны, могут вспениваться, имеет повышенную текучесть. С пеной и активностью борются присадками, а повышенная текучесть никак не корректируется. В паре с токсичностью она — опасное сочетание. Если есть где-то малейшая возможность, этот антифриз протечет. А так как и его пары ядовиты, ни к чему хорошему это не приведет. Поэтому, если есть возможность, используйте пропилен-гликоль.

Таблица с разновидностью теплоносителей

Еще один важный недостаток — этилен-гликоль очень плохо реагирует на перегрев, а перегрев наступает при довольно низкой температуре. Уже при +70 °C образуется большое количество осадка, который оседает на элементах системы отопления. Отложения снижают теплоотдачу, что снова ведет к перегреву. В связи с этим в системах с котлами на твердом топливе такие антифризы не используют.

Пропилен-гликоль, наоборот, химически почти нейтрален. Он меньше всех теплоносителей реагирует с другими веществами, перегрев наступает при более высоких температурах и приводит не к таким последствиям.

Пропилен-гликолевый теплоноситель безопасен, но стоит дороже и замерзает при более высоких температурах

Особенности систем с антифризом в качестве теплоносителя

При проектировании системы отопления надо изначально принимать во внимание теплоноситель. Это связано с более низкой теплоемкостью незамерзающих жидкостей, а также другими их свойствами

Если все оборудование было рассчитано на воду, а зальют в нее антифриз, могут возникнуть следующие проблемы:

  • Не хватит мощности и в доме будет холодно. Это связано с более низкой теплопроводностью антифризов. Решить эту проблему можно малой кровью — увеличить скорость движения теплоносителя, поставив более мощный циркуляционный насос. Но по-хорошему, требуется увеличение количества секций радиаторов.
  • В системах закрытого типа может недостаточным оказаться объем расширительного бачка. Это связано с тем, что при нагревании незамерзайки расширяются больше, чем вода. Выход — поставить еще один бачок. Суммарный объем должен быть чуть больше требуемого (объем можно взять из таблицы).
    Объем расширительного бачка для разных типов теплоносителя
  • Если использованы обычные резиновые прокладки, при использовании этилен-гликоля или глицерина они через некоторое непродолжительное время разрушатся и потекут. Потому перед заливкой антифриза во всех разъемных соединениях прокладки заменяют на паронитовые или тефлоновые.

Как вы поняли, лучший теплоноситель для системы отопления — вода. Она и лучше по характеристикам и в разы дешевле. Если же отоплению грозит разморозка, приходится заливать антифризы, но не автомобильные, а специальные — для отопления. В этом случае, при наличии достаточного количества средств, лучше использовать пропилен-гликоль. Этиленовые незамерзайки — крайний случай. Они пригодны в системах закрытого типа, в которых установлены специальные прокладки и автоматизированные котлы, которые не допустят перегрева.

Чтобы покупателям было проще ориентироваться, в теплоносители добавляют красители. В этиленовые — красные или розовые, в пропиленовые — зеленый, в глицериновые — голубой. Через некоторое время цвет может стать нет таким интенсивным или пропасть совсем. Это происходит из-за термического разрушения красителей, но на свойства самого антифриза не влияет.

Способы заполнения системы теплоносителем

Вопрос заполнения, обычно, появляется только в случае организации системы закрытого типа, так как открытые контуры без проблем заполняются через расширительный бак. В него просто наливается теплоноситель, который под действием силы гравитации растекается по всем контурам

При этом важно, чтобы все воздухоотводчики были открыты

Существует несколько методик заполнения теплоносителем закрытой системы обогрева: самотеком, с погружным насосом или при помощи специального опрессовочного оборудования. Более детально остановимся на каждом из способов.

Самотеком. Этот способ закачать теплоноситель для системы отопления хоть и не требует оборудования, но уходит на него много времени. Приходится долго выжимать воздух и так же долго набирать нужное давление. Его, кстати, накачивают автомобильным насосом. Так что оборудование все-таки потребуется.

Нужно найти самую высокую точку. Обычно, это какой-то из газоотводчиков (его нужно снять). При заполнении открыть кран для спуска теплоносителя (самая низкая точка). Когда через него побежит вода, система заполнена:

  1. Когда система заполнена (из крана для слива побежала вода), взять резиновый шланг длиной порядка 1,5 метров, прикрепить его к входу в систему.
  2. Выбрать вход так, чтобы виден был манометр. В этой точке установить обратный клапан и шаровый кран.
  3. К свободному концу шланга прикрепить легко снимающийся переходник для подключения автомобильного насоса.
  4. Сняв переходник, в шланг налить теплоноситель (держать поднятым вверх).
  5. Заполнив шланг, при помощи переходника подсоединить насос, открыть шаровый кран и насосом закачать жидкость в систему. Надо следить, чтобы не закачивался воздух.
  6. Когда почти вся содержащаяся в шланге вода закачана, кран закрывается, операция повторяется.
  7. На небольших системах чтобы получить 1,5 Бар, придется повторять ее 5-7 раз, с большими придется возиться дольше.

При таком способе можно шланг подключить от водопровода, можно подготовленную воду налить в бочку, поднять ее выше точки входа и так залить ее в систему. Также заливается и антифриз, но при работе с этиленгликолем потребуется респиратор, защитные резиновые перчатки и одежда. При попадании вещества на ткань или другой материал он тоже становится токсичным и подлежит уничтожению.

С помощью погружного насоса. Для создания рабочего давления теплоноситель для системы отопления можно закачивать маломощным погружным насосом:

  1. Насос нужно подключить к самой низкой точке (не точка слива системы) через шаровый кран и обратный клапан, на точке слива системы установить шаровый кран.
  2. Теплоноситель налить в емкость, опустить насос, включить его. В процессе работы постоянно добавлять теплоноситель — насос не должен гнать воздух.
  3. В процессе следить за манометром. Как только его стрелка сдвинулась с нулевой отметки — система заполнена. До этого момента ручные воздухоотводчики на радиаторах могут быть открыты — через них будет выходить воздух. Как только система заполнилась, их надо закрыть.
  4. Далее нужно поднять давление, продолжая насосом качать теплоноситель для системы отопления. Когда оно достигнет требуемой отметки, насос остановить, шаровый кран закрыть
  5. Открыть все воздухоотводчики (на радиаторах тоже). Воздух выходит, давление падает.
  6. Снова включить насос, докачать немного теплоносителя, пока давление не достигнет проектного значения. Снова спустить воздух.
  7. Так повторять до тех пор, пока их воздухоотводчиков не перестанет выходить воздух.

Далее можно запустить циркуляционный насос, снова стравить воздух. Если при этом давление осталось в пределах нормы, теплоноситель для системы отопления закачан. Можно запускать ее в работу.

Насосом для опрессовки. Заполняется система так же, как и в описанном выше случае. При этом насос используется специальный. Он обычно ручной, с емкостью, в которую заливается теплоноситель для системы отопления. Из этой емкости жидкость закачивается через шланг в систему.

При заполнении системы рычаг идет более-менее легко, при подъеме давления работать уже тяжелее. Манометр есть как на насосе, так и в системе. Следить можно там, где удобнее.

Далее последовательность такая же, как описано выше: накачали до требуемого давления, спустили воздух, снова повторили. Так до тех пор, пока воздуха в системе не останется. После — тоже нужно запустить циркуляционный насос минут на пять, стравить воздух. Тоже повторить несколько раз.

Что быстрее нагревается тосол или вода

Ведь удельная теплоемкость воды 4200 Дж,а масла намного меньше, где-то 1700 Дж

  1. Низкая электропроводимость.
  2. Низкая химическая активность.
  3. Высокая температура кипения.
  4. Низкая температура замерзания.

Это основные преимущества масла перед водой. А эффективность радиатора в конечном итоге определяется материалом и конструкцией корпуса. Масло является только теплоносителем.

Уезжаете,например,с дачи,обогреватель естественно выключаете,вернувшись через неделю,при хорошем морозе,находите развалины прибора,если в нём была бы вода!Антифриз заливать нельзя,он сильно расширяется при нагреве,пришлось бы пристраивать что-то вроде расширительного бачка,как на авто,сообщающегося с атмосферой,при этом дышать вредными испарениями тосола или антифриза!Это лишь несколько причин в пользу масла,самых очевидных!

Масло не вызывает коррозии металла и является диэлектриком(изолятором)-это первое что приходит в голову.Мне кажется использование воды в электроприборах просто не безопасно.Других причин использования масла я не вижу.

В электрообогреватель заливают масло, а не воду по причине того что тепловая инерция масла выше чем у воды и по тому тепловой обмен в разы шустрее идет. Шустрые и простые, как три копейки, молекулы Аш-2О в неплотной жидкости как быстро заимствуют тепло, то так же быстро его и отдают. В масле всё гуще, инертнее и медленнее идет.

По этому быстро набрать тепла и быстро донести и отдать, то что не отдал (потерял) по дороге — это вода.

Медленно набрать и ни куда не бежа, потом потихоньку возвращать — это масло.

История эволюции охлаждающей жидкости – тосола, антифриза

Основной недостаток воды, который обнаружился очень быстро, видимо в первую зиму, это ее кристаллизация, обычное замерзание при минусовых температурах. Для решения этой проблемы были предложены альтернативные жидкости и растворы, по которым мы кратенько и «пробежимся».

Из энциклопедии о нем можно узнать следующее: Глицерин — бесцветная, вязкая, гигроскопичная жидкость, неограниченно растворимая в воде. Сладкий на вкус, отчего и получил своё название (гликос — сладкий). Кстати, глицерин до сих пор применяется в антифризах. В последствии выяснились пару значительных минусов глицирина, как жидкости применяемой для охлаждения ДВС. Это все же относительно высокая температура замерзания. Ну и главный минус, это значительная вязкость, если еще проще, то он словно кисель. Такая консистенция ОЖ сказывается на полезной мощности двигателя, из за необходимости гонять раствор по системе охлаждения двигателя. То есть, снижет КПД, от которого зависит динамика автомобиля и наше с вами настроение во время поездки.

Метанол — бесцветная жидкость с запахом, напоминающим запах этилового (питьевого) спирта. С применением метанола, температуры замерзания ОЖ значительно стали ниже, также он имел низкую вязкость. Все вроде бы ничего, но он активно реагировал с алюминием. Такое неблагоприятное соседство могло значительно быстрее привести к поломке двигателя, из-за коррозии его корпусных деталей. Поэтому метанол был признан не пригодной жидкостью для охлаждения ДВС. Но что более страшно, так это то, что метанол — яд, действующий на нервную и сосудистую систему человека. Токсическое действие метанола обусловлено так называемым «летальным синтезом» — метаболическим окислением в организме до ядовитого формальдегида. Кроме того, метанол обладает кумулятивными свойствами, то есть имеет свойство накапливаться в организме. Приём внутрь 5 -10 мл метанола приводит к тяжёлому отравлению (одно из последствий — слепота), а 30 мл и более — к смерти. Предельно допустимая концентрация метанола в воздухе равна 5 мг/м³ (вдвое ниже, чем у этанола и изопропилового спирта). В настоящее время метанол запрещен к применению в тосолах и антифризах.

Этиловый спирт, именно тот спирт, который входит в состав многочисленных алкогольных напитков употребляемых человеком, а также широко используется и для антифризов и тосолов. Плюсы этилового спирта очевидны: относительно безвреден для человека, имеет низкую температуру замерзания, обладает низкой вязкостью. Конечно, основное пагубное свойство этанола всем известно – алкоголизм, но в этой статье не об этом. Кроме того, немного не по теме, но стоит добавить, что этанол является противоядием при отравлении некоторыми токсичными спиртами, такими как метанол (см. выше) и этиленгликоль (расскажем далее), это не значит что он реагирует с ними, просто при попадании в организм происходит конкурентное окисление живых тканей именно с ним и в последствии невозможность окисления с другими ядовитыми спиртами в организме.

Почему вода — не лучший выбор теплоносителя для отопления

Несмотря на хорошую теплоемкость и большое распространение, воду нельзя назвать лучшим вариантом для системы отопления загородного дома. В ее составе всегда есть растворенные вещества, способные оказать негативное влияние на элементы трубопровода. Соли и примеси, выпадая в виде осадка, уменьшают поперечные размеры контура и ухудшают теплоотдачу. В результате приходится тратить больше энергии, чтобы поддерживать в каждой комнате оптимальную температуру.

Для тех, кто постоянно проживает в загородном доме, может выбрать дистиллированную воду в качестве теплоносителя, и с экономической точки зрения такой выбор будет полностью оправдан. При условии, если речь идет о закрытой системе, и нет риска замораживания теплоносителя.

Если система не стабильна, отопление периодически отключается – стоит приобрести другой состав. Входящие в него элементы предотвратят замерзание контура, когда температура опуститься ниже нуля.

Вода – не лучший выбор для системы отопления загородного дома

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий