Изразцы: технология производства, достоинства и применение в современном интерьере

Второй способ

Изготовить изразец своими руками можно и другим способом. Это простая технология, не требующая наличия оборудования, предназначенного для обжига. Однако использоваться плитка, сделанная по этому методу, может только для облицовки стен. Печи ей отделывать нельзя. В этом случае вместо глины берется обычная шпаклевочная смесь, приобрести которую можно в любом магазине стройматериалов. Водой ее разводят, руководствуясь инструкцией на упаковке. Однако добавить ее нужно чуть-чуть побольше. Готовая смесь должна иметь консистенцию 15% сметаны. Ее тщательно перемешивают до исчезновения всех комочков и оставляют на некоторое время выстаиваться.

Формочки для плиток можно взять силиконовые, предназначенные для выпечки печенья. Шпаклевочную смесь заливают в них таким образом, чтобы не оставалось никаких пустот. Далее из малярной армирующей сетки вырезают прямоугольник сопоставимого с формой размера. Его нужно аккуратно вдавить в смесь. Армированные таким образом плитки будут прочнее. Далее верхний слой смеси снимают правильцем, тщательно выровняв изнаночную часть заготовки. После того как смесь схватится, плитки можно вынимать из формы. Иногда на заготовках, полученных таким образом, остаются некрасивые наплывы. Убрать их можно обычной наждачкой с крупным зерном.

Эффектные изразцовые камины в русском стиле

Один из самых популярных дизайнов для изразцовых каминов – это русский стиль. Печь в русском стиле станет изюминкой интерьера, который будет пестрить своими яркими красками и оригинальными орнаментами. Этот стиль в первую очередь характерен этнической тематикой, выраженной в рисунках народной росписи. Самым распространенным символом русского изразца является ромб.

Изразцовый камин в русском стиле отлично подойдет для украшения дачного деревянного домика

Изображение дерева жизни также считается символом из русской тематики. Этот символ является залогом крепкой и здоровой семьи. Нередко изразцовая плитка пестрит изображениям различных птиц, что символизирует сильный дух и свободу. Чаще всего изображаются мелкие пташки, такие как соловьи. Также особенностью русского стиля считается красный цвет. С давних времен этот цвет применялся в сочетании с белым цветом. Такое сочетание цветов в народе считается сильнейшим оберегом домашнего очага.

Конечно же в росписи присутствуют и другие цвета, такие как синий, черный, голубой, зеленый. Каждый цвет имеет свое значение, которое сохраняет мир и любовь в доме. Камин или печь, украшенная в русском стиле, становится не только красивым декоративном элементом интерьера, но и настоящим хранителем благополучия в доме.

Поливные изразцы. Москва

Интересные старинные находки были обнаружены реставраторами во время работ в Покровском соборе (Собор Василия Блаженного). На центральном шатре под слоем позднейших росписей были обнаружены цветные старинные изразцы, заложенные в стены в момент строительства собора, первоначально возводившегося беленым. Из светлой глины, покрытые желтоватой, коричневой или зеленой стекловидной глазурью, в форме звездочек — эти цветные изразцы смотрелись как драгоценные камни на белой стене храма — прием на Руси ранее невиданный. Похожий изразцовый декор был на церкви Сергия при Богоявленском монастыре, разрушенном в 1807 году. Фактические это были первые цветные глазурованные изразцы после Псковских.

Что такое изразцы?

Значение слова (этимология) многими трактуется по-разному, а произошло оно от старого слова «изразить», т.е. вырезать. По сути своей, изразцы – это плитка из обожженной глины (керамика), отличающаяся от других своей конфигурацией, а именно, наличием румпы.

Румпа, что это такое и зачем она нужна?

Румпа изразца (см. рис.) представляет собой коробчатый выступ на обратной (тыльной) стороне изразцовой плитки. Румпа придает плитке прочность и повышает теплоемкость печи. По размерам она чуть меньше площади изделия.

Именно эта ключевая особенность делает керамические изразцы идеальным облицовочным материалом для домашней печи и камина.

Такая же пустотелая конструкция свойственна и кафельным декоративным элементам для облицовки стен, фасадов, каминов и печей.

Преимущества изразцов перед плиткой

прочность и жесткость. Достигается за счет толщины изделия – изразец в 2 раза толще керамической плитки;

способность выдержать любую температуру;

устойчивость к перепадам температур;

аккумулирование тепла. Хорошо протопленная печь способна отдавать тепло в течение суток;

экологичность. Достигается за счет того, что в производстве используется глина, а также за счет того, что на поверхности изразцов (в частности глазурованных) не задерживается пыль. Она не сгорает и не выделяет вредные для пользователей вещества;

простота в уходе;

экономия топлива. Камера румпы долго удерживает тепло, за счет этого снижается расход топлива и увеличивается длительность обогрева;

исключение возможности получения ожога при контакте с поверхностью печи. За счет внутренней камеры температура изразцовой печи (наружных стен) не высокая;

низкий показатель влагопоглощения;

тепло, выделяемое изразцовой печью сравнимо с солнечным;

длительный срок эксплуатации, подтвержденный практикой;

историческая ценность. Старинные изразцы хорошо сохранились в усадьбах русской знати. И сегодня многие пользователи стремятся сделать жилье в традиционном стиле.

Статья по теме: Чем и как выровнять пол под линолеум

Безусловно, вне конкуренции эстетические свойства изразцов. Благодаря разнообразию их видов можно воплотить в реальность любой дизайн-проект. Изразцовая печь отлично впишется в любой дизайн – от классики до модерна. Даже лаконичный хай-тек не устоял перед прелестью печных изразцов.

Изразцы и мозаика в современной отделке фартуков, фризов, покрытий

Классическое использование керамики в оформлении квартиры – изготовление отделки. Благодаря применению не машинной штамповки, а ручной росписи изразцов привычные кафельные покрытия могут быть заменены на эксклюзивные творения. Такая отделка из кухни и ванной комнаты перебирается и в другие помещения квартиры. На пике популярности находятся мозаичные картины с загадочными силуэтами, изразцовые панно с репродукциями известных картин и нежными цветочными композициями, а также однотонные поверхности с имитацией различных текстур и рельефом.

Мозаика по мотивам произведения А. Дейнеки на станции метро Маяковская

Не менее востребованной является и техника пэчворк. «Лоскутное одеяло» из керамики используют для оформления стен, пола, а также украшения лестничных ступеней. Системы тёплый пол позволяют забыть о проблеме холодной поверхности материала и применять практичную отделку даже в спальне или гостиной. В росписи пэчворк популярны геометрические орнаменты, восточные мотивы и абстрактные узоры.

Кухонный фартук с использованием техники пэчворк от CeramicaDecor

Современные изразцы довольно тонкие и лёгкие, благодаря чему их применяют и для потолочной отделки. Из керамических фрагментов создаются фризы и панно

Блеск майолики в лучах искусственного освещения привлекает внимание и расширяет пространство

Потолочный декор из керамики ручной работы

Керамический декор и отделка – это вариант оформления помещений, который сохраняет свою актуальность веками. Дизайнеры по-прежнему не только не забывают керамику, но и активно используют её для необычных идей и оригинальных решений. Из практичного и недорогого материала керамика превратилась в изысканное украшение. Современные изразцы, керамические картины, панно и мозаики способны выразить индивидуальность интерьера, придать ему глубину, выразительность. Создавая свой интерьер, не забывайте экспериментировать. Именно новаторство и нестандартный подход помогут сотворить запоминающийся интерьер. Современная керамика своим разнообразием расширяет границы и представляет собой плодородную почву для взращивания любых ваших фантазий.

Это интересно: Особенности силиконовых герметиков — объясняем детально

Что такое изразец?

Изразцы для печи (изразцовая плитка) – это особый вид керамической плитки, которая имеет коробчатую форму. Обратная сторона плитки имеет форму перевернутой шкатулки.

Она крепиться к поверхности благодаря вмонтированных в нее штырей. Такая поверхность имеет название румпы. Благодаря такому строению, образовывается воздушная подушка между печью и материалом облицовки.

Кроме своей эстетической ценности изразцы являются довольно функциональным материалом. Рассмотрим их основные преимущества:

  • Практичность. Данный облицовочный материал не прихотлив в использовании и не требует особого ухода. Его достаточно протирать влажной салфеткой. Изразцы не впитывают дымный запах, благодаря чему воздух в помещении останется чистым.
  • Теплоотдача. Благодаря тому, что материал изготовления изразцовой плитки глиняный, он удерживает тепло на протяжении длительного времени. Когда плитка нагревается, она расширяется. Так же происходит и при нагревании кирпича. Расширение этих двух материалов имеет одинаковый коэффициент. Это указывает на высокий уровень теплоотдачи.
  • Безопасность. Если прикоснуться к раскаленному кирпичу, можно получить ожег. Такого не случится, если ваша печь или камин украшены изразцами. К ним можно спокойно прикасаться.
  • Экологичность. Для изготовления такой плитки используется глина без различных примесей других компонентов.
  • Длительный срок использования. Изразцовая обкладка надежно послужит вам не одно десятилетие.

Ювелирная керамика

Слышали ли вы о керамических украшениях? Можно ли их сделать самостоятельно? Ювелирная керамика – материал, состоящих из измельченных и уплотненных частиц неметаллических материалов из неорганической химии.

В печах материал обжигается при температуре 1600 градусов, после чего материал становится прочным, устойчивым к царапинам, механическим повреждениям. Легкий вес и прочность — достоинства ювелирной керамики.

Как бы ни хотелось, изготовить долговечное украшение из керамики по технологии не получится.

Итог

Изготовление керамики своими руками в домашних условиях – посильная задача. Главное – желание и немного терпения.

Как сделать посуду из керамики своими руками смотрите видео урок- курсы по керамике

Сделать такой облицовочный материал, как керамическая плитка, своими руками вполне возможно. Изготовление керамики в домашних условиях может быть организовано с использованием пластмассовых и силиконовых форм. Они продаются в достаточно широком ассортименте в садовых и строительных магазинах.

Современное жилье невозможно представить без плиточной облицовки. А керамика, своими руками сделанная и раскрашенная, станет настоящим украшением и на кухнях, и в санузлах, и даже в качестве элемента декора в комнатах. Тем, кто не боится самостоятельно сделать необходимое количество керамики, на помощь приходит техника изготовления такого покрытия в домашних условиях.

Декоративная плитка может быть сделана и под камень. Имитации подлежит любая разновидность натурального камня. Такой материал будет максимально реалистично напоминать природный аналог. Как самому сделать плитку, имитирующую камень? В самом простом варианте для этого используется гипсовый порошок с добавлением в него наполнителей и красителей, которые формируют неповторимый рисунок для каждого готового изделия. Но это будет не керамика.

О чем эта статья

Полихромные изразцы

Уникальные цветные изразцы можно увидеть на Успенском соборе в Дмитрове: огромные изразцовые барельефы, высотой около трех метров сверкают цветными глазурями на северной и южной стороне собора. Абсолютно уникальный барельеф с Георгием Победоносцем имеет диаметр 2,93 м и состоит из 32 изразцов с рельефом до 7 см глубиной. Такого размера рельефные цветные изразцы — это было что-то совершенно новое для России. Никогда и никто до этого момента не делал ничего подобного.

Но настоящим переворотом в изразечном искусстве стало строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря, в котором впервые были применены принципы итальянского Возрождения: ордерность, розетки, ионики, листики и т. д. Но самое главное то, что зарубежные мастера, которых привез Никон, ввели новую палитру глазурей в русское изразцовое искусство: впервые стали применяться глухие стекловидные эмали и были введены в обиход синие и белые пигменты. Изразцы Ново-Иерусалимского монастыря поражали своим многоцветием.

Десятки тысяч полихромных изразцов украсили величественный монастырь на берегу Истры. Сооружение собора Нового Иерусалима помогло русским зодчим понять роль многоцветного изразца в декорировании зданий. Примерно 60 различных видов рельефа понадобилось мастерам для создания грандиозных панно, фризов, иконостасов. Узоры и рисунки для них они находили на страницах печатных книг и на тканях. Узор «павлинье око», столь часто применяемый в дальнейшем на изразцах многих московских храмов, взят с итальянских бархатов конца XVI века. Многие изразцы исполнены мастерами Никона по законам западноевропейской архитектуры XVI-XVII веков.

Следует отметить, что большое влияние на российскую архитектуру XVII века оказали белорусские мастера, переселяющиеся с западных земель в Москву от преследований католической Речи Посполитой. Находясь под властью польской шляхты, уроженцы белорусских городов имели возможность ознакомиться с западноевропейской архитектурой и искусством. К 1654 году белорусы переселялись уже тысячами. По переписи 1676 года около десяти процентов населения Москвы составляли выходцы из западных земель, которые принесли новой родине свои знания и профессиональные навыки. Удивительному расцвету российского зодчества при Алексее Михайловиче Романове в большой мере способствовал приток свежей «духовной крови» с Запада.

В 1654 году князь Трубецкой привез из Мстиславля гончара Степана Иванова, который прославился в последствии под именем Степан Полубес. А уже в 1658 году патриарх Никон забрал его на строительство Ново-Иерусалимского храма. Вообще, керамика Степана Полубеса стоит в одном ряду с работами итальянских керамистов семьи делла Роббиа и француза Бернара Палисси: его значение для всемирного искусства вполне сравнимо с масштабом великих керамистов Возрождения. Сохранилось немало работ Степана Полубеса в Москве. Кроме изразцов в Ново-Иерусалимском монастыре, впечатляют огромные горельефы в церкви Успения в Гончарной слободе, изразцы в церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке, фризы «павлинье око» на соборе в Измайлово и многие другие, чудом сохранившиеся образцы архитектурной керамики плодовитого мастера.

В последнее десятилетие XVII века Москва, словно предвидя близкое рождение новой столицы на Неве, стремилась украсить себя изысканными храмами и жилыми домами. Был расцвечен Собор Василия Блаженного, еще недавно беленый. На кремлевских башнях выросли островерхие шатры. Сооружая здания, русские зодчие старались украсить их как можно пышнее. Московских архитекторов этого периода волнует «скульптурный» облик здания, усложненность его силуэта.

Одним из последних памятников столичных изразечников стал Крутицкий Теремок, полностью облицованный многоцветными изразцами. Сотни изразцов с причудливым растительным орнаментом составили огромный ковер с неповторимым узором на фасаде здания. Наличники окон также изготовлены из глины и покрыты цветной поливой. Исполнены они в традициях модной резьбы по дереву в виде скрученных виноградных лоз. В солнечные дни, когда вспыхивали зеленые, желтые, белые, синие и коричневые блики, терем напоминал драгоценное ювелирное украшение. Крутицкий терем стал последним и самым красочным памятником Руси боярской.

Технология производства изразцовой плитки

Заключение

Отделка изразцами печи в доме, это отличный способ
совместить практичное с приятным – обогрев и декоративное украшение помещения.

Столь же обширна география представленных в коллекции изделий, среди которых изразцы Москвы, Ярославля, Устюга, Вологды, Калуги, Владимира и других известных центров, а также образцы европейской и восточной керамики.

В коллекцию входят древнейшие керамические глазурованные плитки, которые использовали в украшении сооружений Киевской Руси в Х–ХI веках; рельефные терракотовые плиты, которые в конце XV века пришли в Московской Руси на смену традиционной белокаменной резьбе; первые, так называемые «красные», печные изразцы – керамические плитки, имеющие с тыльной стороны коробку-румпу для крепления, украшавшие печи с конца XVI века.

Плита терракотовая из декора церкви Ризоположения Московского Кремля

1485–1486 гг.

Изразец печной

Конец XVI – начало XVII вв.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского»

в Передних воротах Государева двора в Коломенском

Основу музейной коллекции составили рельефные муравленые и полихромные изразцы XVII в. Они поступили в музей в конце периода 1920–1930 годов, когда повсеместно разрушались памятники церковной и светской архитектуры. Благодаря энтузиазму П.Д. Барановского и его сподвижников в фондах музея «Коломенское» удалось сохранить фрагменты изразцового декора многочисленных московских церквей и колоколен: Николая Чудотворца в Столпах (1669 г.), Николая Чудотворца Явленного на Арбате (нач. 1680-х г.), Адриана и Наталии в Мещанской слободе (1688 г.), Козьмы и Демьяна в Садовниках (1689 г.), Троицы в Зубове (1680-е гг.) и других. Особое место среди образцов фасадной керамики занимают керамические панно с изображением Евангелистов, изготовленные московскими мастерами в конце XVII в.

Вторая половина XVII в. – поистине «золотой век» русского изразцового искусства, время появления и широкого распространения многоцветных изразцов в убранстве печей и фасадов зданий.

Изразец муравленый из декора церкви Троицы в Костроме

Московское производство,

Около 1650 г.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского»

в Передних воротах Государева двора в Коломенском

Панно керамическое «Птица с фруктами», из декора колокольни церкви Козьмы и Демьяна в Садовниках в Москве

1689 г.

Экспозиция «Мастера. Техника и искусство русского строителя XV–XIX веков»

в Атриуме Фондохранилища в Коломенском

Панно керамическое «Евангелист Лука» из декора собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря в Москве

Экспозиция «Мастера. Техника и искусство русского строителя XV–XIX веков» в Атриуме Фондохранилища в Коломенском

Изразцовая печь из Михайловской церкви Немецкой слободы в Москве

1680-е гг.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского» в Передних воротах Государева двора в Коломенском

Представленные в коллекции печные изразцы XVIII века, выполненные в технике росписи по эмали, пришедшие на смену древнерусским изделиям, отражают новое «живое принятие мира», перемену представления человека о своем месте в жизни.

Изразец печной гладкий расписной

Середина XVIII в.

Россия, Москва

Выдающееся произведение художника Михаила Врубеля – изразцовый камин «Микула Селянинович и Вольга», выполненный в 1898 году, – свидетельство возвращения в конце XIX века русских художников к «искусству глины» и воплощение древнерусских традиций новым художественным языком.

Камин «Микула Селянинович и Вольга»

М. Врубель

1898 г.

Керамические изделия советского периода, в первую очередь экспериментальные плитки с портретами В.И. Ленина, И.В. Сталина, с образами рабочих и красноармейцев завершают тысячелетнюю историю русского изразца, представленную в собрании музея.

Плитка керамическая

Д. Ципирович

1928 г.

Москва, Институт Силикатов

В настоящее время фонд изразцов продолжает пополняться в основном за счет археологических находок на территории Москвы, а также отдельными изразцами или полными печными комплектами из старых московских домов.

Разновидности

Учитывая, что рассматриваемый декоративный элемент является продуктом ручной работы, то разновидностей его может быть огромное множество, ведь фантазия человека безграничная. Камины в интерьере украшают плитами с гладкой или рельефной поверхностью, окрашенные в один тон или расписанные несколькими цветами.

Наиболее распространенные виды лицевой стороны изразцов представлены следующим:

  1. Терракотовой плиткой с имитацией необработанной поверхности.
  2. Майоликовой плиткой с имитацией глазурной поверхности.
  3. Фаянсовой или фарфоровой плиткой, которая покрыта глазурью.


Красивая расписная печка

Если останавливать выбор на расписных изделиях, то нужно быть готовым к их высокой стоимости. В процессе изготовления мастера вручную наносят рисунки в самых востребованных стилях росписи, среди которых:

  • голландский;
  • суздальский;
  • калужский.

Для создания общей целостной картины и удобства выбора, в магазинах представлены целые комплекты изразцов, которые включают в себя все необходимые элементы кладки:

  1. карнизы;
  2. цоколи;
  3. фасоны;
  4. углы;
  5. ряды.

Комплект для отделки

Благодаря их умелому сочетанию создается настоящий шедевр, полностью законченное и продуманное архитектурное творение, которым хочется наслаждаться как можно дольше. В зависимости от конструкции камина или печи выбор изразцов может быть расширенным или узким, поэтому еще до момента возведения целостной конструкции стоит все детально продумать.

Изготовление изразцов для печей, технология и инструкция

Экология потребления. Усадьба: Облицовочные материалы, которыми отделаны древние храмы наших городов и архитектура вавилонян и египтян, имеют слишком очевидные преимущества, чтобы отправлять технологию предков в небытие.

В течение многих веков изразцы были частью нашей культуры. Постепенно этот вид керамики подрастерял былую популярность. Но последние 20-30 лет мы наблюдаем проснувшийся рост интереса к оформлению печей изразцовыми элементами.

Печь, облицованная изразцами

На какое-то время керамико-отделочная культура поддалась давлению западных технологий и огромного разнообразия плитки. Но облицовочные материалы, которыми отделаны древние храмы наших городов и архитектура вавилонян и египтян, имеют слишком очевидные преимущества, чтобы отправлять технологию предков в небытие.

Почему русские печи так популярны

Невероятная «живучесть» русской печи заключается в её функциональности — она используется и как варочный, и как отопительный агрегат, причём последнее, вопреки распространённому мнению, является отнюдь не первичной функцией. В простейшем виде конструкция представляет собой очень глубокий камин, по сути, габаритную топку с трубой.

Русская печь традиционной конструкции

Благодаря толстым стенкам и массивному своду, теплоаккумулирующей способности русской печи может позавидовать любой другой твердотопливный агрегат. Этот же фактор играет и на пользу экономичности. Сооружение может оставаться тёплым в течение суток, поэтому не требуется много дров, чтобы поддерживать температуру в комфортных пределах. Здесь же невозможно не упомянуть и о чрезвычайно удобной конструкции с лежанкой или полатями.

Конструкция русской печи уникальна и в плане создания кулинарных шедевров. Широкий температурный градиент топки очень удобно использовать во время приготовления пищи. При необходимости получить быстрый нагрев чугунок с содержимым пододвигают поближе к очагу. Если же требуется уменьшить интенсивность кипения, то его перемещают на периферию, поближе к бокам. К слову, русская печь обладает уникальной способностью, которой не имеет ни один другой отопительно-варочный агрегат. Разогретые до высокой температуры стенки и свод печи способны сохранять очень высокую температуру даже после полного прогорания топлива. Излучаемые поверхностью инфракрасные лучи позволяют длительное время запекать или томить продукты, получая ни с чем не сравнимый вкус и румяную аппетитную корочку. Достоинство такого способа приготовления пищи заключается ещё и в том, что она не контактирует ни с огнём, ни с газовой средой, поэтому ни о каких канцерогенах не может быть и речи.

Сегодня русская печь представляет собой чрезвычайно функциональний отопительный прибор с варочной плитой, водонагревателем и место для отдыха

Современные отопительные приборы можно классифицировать по наличию одного из следующих признаков:

  • Наличие плиты и подтопки. Варочную поверхность встраивают непосредственно в тело печи, получая так называемый шесток, который выполнялся глухим в канонической модели.
  • Размещение на тыльной стороне печи камина, который выходит в смежную комнату. Практичность такого способа чрезвычайно высока, поскольку при существовании двух отопительных приборов не требуется сооружать отдельные дымоходы и фундаментные плиты.
  • Пристроенная к печи груба или топчан. Они всё так же, как и прежде повышают комфорт и удобство отопительного прибора, хоть габариты современных лежанок и не сравнить с размерами традиционных печей, которые рассчитывались на 3–4 человека.

Интеграция плиты в массив русской печи не только расширила её варочные возможности, но и дала возможность отапливать боковой обогревающий щиток и нижнюю часть конструкции. По этому фактору выделяют агрегаты с боковым подогревом, которые используются для отопления соседней комнаты, а также теплогенераторы с нижним обогревом. Наличие у последних подтопка позволяет прогревать стенки, которые находятся ниже уровня пода. За счёт повышения теплоотдачи появляется возможность отапливать помещение увеличенной площади без необходимости расширения габаритов прибора.

Нижний обогрев значительно увеличивает тепловую производительность

Достоинства и недостатки (таблица)

ПлюсыМинусы
Высокий КПД — от 50 до 70%.Способность работать только на таких видах топлива, которые не требуют повышенного притока воздуха. Перевести её на газ или мазут не получится.
Безопасная конструкция.Громоздкость конструкции. Дополнительная нагрузка на перекрытие — устанавливать её можно только на первом этаже.
Нетребовательность к материалам — при постройке печи можно обойтись только кирпичом, песком и глиной.После выстуживания агрегат требует длительного прогрева.
Равномерная теплоотдача.Неэффективный дымооборот — при просчётах в строительстве отопительный прибор может дымить.
Долговечность.Неудобство при чистке топливника от золы.
Возможность отопления смежного помещения.
Удобство и комфорт лежанки.
Поверхность лежанки может длительное время излучать ИК-энергию, что имеет прекрасный терапевтический эффект.

Кроме того, русская печь потребует от хозяйки умения обращаться с ухватом, сковородником, горшками и чугунками, а это не каждой современной женщине придётся по душе. Если же вы готовы смириться с небольшими неудобствами, то этот в прямом смысле сказочный агрегат сможет отблагодарить хозяина не только теплом и вкусной едой, но ещё и здоровым сном, а также чудесными оздоровляющими процедурами.

Изразцы собственного изготовления

Камин, облицовка которого будет выполнена своими руками – это достаточно сложный и кропотливый процесс, который состоит из определённых этапов и последовательности следующих действий:

  1. Глина разделяется на мелкие кусочки и просушивается под солнцем, после чего путём протирания через сито она преобразуется в порошкообразную консистенцию, а весь мусор полностью устраняется. Далее из порошка формируется вторая глина, для этого она разводится с водой и снова очищается от мусора, подвергается просыханию на солнце. На втором этапе глина постоянно замешивается руками и после того как она преобразуется в массу подобную густому тесту, необходимо действовать дальше;
  2. Теперь приступаем к созданию заготовки, для этого формируем из глины необходимый узор и форму, используя нож и стеки, наносим на поверхность изделия задуманные рисунки и узоры. Теперь размещаем заготовленный элемент в опалубке и производим её залитие гипсовым раствором, после того как с этого момента прошло 10-20 минут, вынимаем и отделяем её от гипса;
  3. В гипсовую сформированную форму закладывают раствор, после чего в нём просверливают отверстия, которые позволят произвести фиксацию каждого элемента на поверхности каминного портала;
  4. Глиняный изразец необходимо достать из формы ещё до полного высыхания и выполнить её полировку с помощью камешка, после чего её необходимо полностью застыть, на это может понадобиться ещё 1-3 дня. Теперь приступаем к обжигу, для этого закладывает изразцы в специальную печь на 2-4 часа, с температурой в 800-900 градусов без перепадов. Теперь необходимо оставить плитку в печке, которая остывает на одни сутки для достижения лучшего результата.

Важно отметить что изразцы, несмотря на сложность своего изготовления своими руками высокую стоимость на готовые вариации, являются универсальными и подходят даже для выполнения отделки круглых и многогранных печей-каминов. В данном видео подробно рассказывается о том, как выполнить облицовку твердотопливной кирпичной печи камина своими руками в доме изразцами или плиткой:

В данном видео подробно рассказывается о том, как выполнить облицовку твердотопливной кирпичной печи камина своими руками в доме изразцами или плиткой:

Владимир и Суздаль

Особенно ярко талант народных гончаров и живописцев проявился в расписных изразцах XVIII столетия. Все, что за века достигнуто в иконописи , в народной гравюре — все самое лучшее нашло свое место. Одни мастера создавали сложные многоплановые композиции, сходные с клеймами житийных икон. Другие применяли графичную линейность лубочных картинок. В зависимости от сюжета рождался и окружающий орнамент: дома и крепости заключались в угловатый узор, а фигуры людей или пейзажи в сложные витиеватые орнаменты.

Все кафли можно было систематизировать по сюжетам: рисунки с изображением природы и зверей, географические и этнографическе картинки, бытовые сцены, мифологические сюжеты и религиозные сцены. Мастера охотно рисовали оленей, зайца, барана, собаку, птиц. А вот изображения рыбы встречалось крайне редко. Интересны «этнографические» изображения, практически придуманные художниками: «китайский народ», «арапский народ», «брезальская (бразильская) баба», «французский комедиант».

В Суздальском музее хранятся «охальные» изразцы — пышная женщина с обнаженной грудью и задранным подолом, а внизу подпись «хотя маню да не даю». Забавные сюжеты изображены на изразцах Покровского женского монастыря: на фоне гор и домиков с китайскими крышами стоят две обнаженные девы, а к ним крадутся два кавалера. Как такие сюжеты попали на печь женского монастыря не совсем понятно, но факт остается фактом.

Облицовка изразцами – планирование

Изразцовые печи – это специфический вид обустройства топки. Ее особенность в том, что строительство и облицовка производятся одновременно (классический способ). Есть еще современный, для тех, кто хочет облицевать уже работающую (старую) печь или камин.

Таким образом, для начала рассмотрим первый вариант – одновременное строительство и облицовка печи изразцами. Как правило, выполняют такую работу сразу два специалиста – печник и облицовщик.

Исходя из сущности этапа, можно сделать вывод, что решение обложить печь изразцами принимается одномоментно с идеей её строительства. Учитывая, что вес изразца довольно большой (2 кг), за счет большей толщины по сравнению с керамической плиткой, а также за счет способа монтажа, печи нужно обеспечить мощное основание – фундамент. Его площадь должно немного превышать планируемые размеры печи или камина. Это позволит конструкции прочно стоять и выдерживать вес изразцов без перекосов. Выбирая вид фундамента лучше отдать предпочтение плитному, а его толщина определится весом будущей печи.

Как делают изразцы промышленным методом?

Оригинальный формат облицовочной керамики появился в качестве ответа на необходимость хорошего прогрева помещения и длительного удержания тепла. Некоторые современные модели печей характеризуются заметной разницей температур внутренней и внешней зон печной поверхности. Благодаря этому, для их облицовки вполне хватает и привычной керамической плитки. В остальных случаях гораздо целесообразней использование коробчатых плит.

В прошлом керамику с румпой отливали в деревянных формах, после чего монтировали коробку и расписывали определённым образом. Сегодня в производстве плит комбинируют и традиционные технологии, и современные наработки.

Этапы современного производства изразцов:

  • делают гипсовую форму; исходя из расчётных габаритов плит, отливают заготовку; собрав из нескольких частей основу, её покрывают спецсоставом, после чего монтируют опалубку и заливают модель гипсовой смесью; форму доводят до ума, чистят и сушат;
  • готовят сырьё – глину; сырьё нужно очистить от примесей и сделать пластичным; для придания необходимой степени вязкости глине дают отлежаться, а после долго и очень качественно перемешивают – удаляют из смеси воздух;
  • готовым сырьём заполняют форму, тщательно проминая его в направлении от центра к периферии; после этого глину оставляют сушиться – влагу из сырья вбирает в себя форма; в итоге глиняная масса усаживается и отходит от стенок формы без усилий; на этой стадии полуфабрикаты достают из форм и направляют на просушку в спецкамеру, характеризующуюся необходимой температурой и степенью влажности;
  • будущие изразцы отправляют на обжиг в печь; здесь плитка набирает прочность, приобретает цвет и необходимый коэффициент влагоустойчивости;
  • полотно элементов декорируют глиной или глазурью, после чего определённым образом расписывают;
  • на финальной стадии плиты ещё раз обжигают – это необходимо для образования монолита основы и глазури и для формирования окончательного оттенка; иногда после окончательного обжига на плитку наносят ещё один слой декоративного состава – например, краски.

Всё это любопытно, но у многих возникает закономерный вопрос – возможно ли изготовление качественных изразцов для печей своими руками? Это непросто, но ответ положительный – самостоятельно сделать проверенную веками керамику можно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий